Каждый омич может поделиться своими размышлениями о судьбе города, рассказать об интересных людях и необычных событиях. Ждём ваших писем, но просим указывать в них фамилию, имя и отчество, а также домашний адрес и телефон для связи. Анонимки не принимаются.
«Робинзоны» из Журавлёвки
Чтобы добраться до цивилизации, они переплывают Иртыш на резиновых лодках.
«Вечёрка» пишет про Омск и для омичей, но нас читают и в сельских районах. Даже в таких отдаленных, как Тевризский. Там ведь тоже немало проблем. О некоторых из них сообщил в нашу редакцию Владимир ПАХОМОВ из села Журавлёвка.
В этом году Омск отпразднует юбилей, нашему городу исполняется 300 лет. Селу Журавлёвка, где живет Владимир Константинович, поменьше. Скоро стукнет 120 лет со дня основания.
«Вроде бы небольшое село, каких много в Тевризском районе, – пишет Пахомов, – но люди здесь поселились особенные. Несмотря ни на какие трудности, они не хотят порывать связь с прошлым и настоящим родного села, помнят о наших фронтовиках, о простых сельских тружениках, о родной школе, которая многим из них дала путевку в жизнь, и о детском доме, появившемся в Журавлёвке незадолго до войны».
Этому детскому дому наш читатель посвятил несколько строчек.
«Его воспитанников наши сельчане жалели и любили, как своих детей, – делится он воспоминаниями. – Их приглашали в гости, и мы также были частыми гостями у них в детском доме. Эта дружба продолжается и сейчас, когда мы стали взрослыми. Ну как такое можно забыть? Поэтому, когда нашему селу исполнилось сто лет, мы решили каждый год проводить встречи земляков-журавлёвцев. Но добраться к нам не так просто».
Как оказалось, и выбраться – тоже. А причиной всему сюрпризы погоды.
«Прошлый год наглядно продемонстрировал, как она переменчива, – продолжает рассказ Владимир Константинович. – Зимой было много снега, весна началась с обширного половодья. Затопило все вокруг. На паромной переправе, соединяющей Тевриз с правым берегом Тевризского района, весь июнь и начало июля не могли наладить нормальное сообщение».
А без него, как в той присказке, и ни туды, и ни сюды. Но свято место, как водится, редко пустует. На смену паромщикам пришли ушлые коммерсанты. Они сразу почуяли, что здесь пахнет длинным рублем. Такой шанс было бы грех упускать, и предприниматели наладили свою переправу. Не за спасибо, естественно.
«Чтобы добраться до Журавлёвки, нужно было платить частникам, имеющим моторные лодки, – раскрывает «военную тайну» Пахомов. – Они брали в пределах тысячи рублей. Эта сумма вдвое превышает цену на билет от Омска до Тевриза. А ведь по воде от Тевриза до Журавлёвки всего лишь около 30 километров. Но люди платили немалые деньги и были рады хоть так добраться до места назначения. Терпелив наш северный тевризский народ».
Что верно, то верно. Ни приехать, ни выехать – ну как на острове оказались. Но беда не приходит одна: село осталось без тока, хотя и не навсегда. Как пишет Владимир Константинович, «по несколько раз в день, а то и несколько дней подряд в Журавлёвке не было электричества». А потом начались проблемы с питанием.
«В Журавлёвке во время половодья в магазине, где хозяйничал частный предприниматель, закончились продукты и предметы первой необходимости, – рассказывает читатель. – Каким-то образом он договорился с паромщиком и прямо на пароме привез в село продукты».
Вот это, наверное, и есть социально ответственный бизнес. А что же местные власти, неужели никто не помог коммерсанту наладить поставки продуктов «робинзонам» из Журавлёвки?
«Не знаю, принимал ли в этом участие кто-нибудь из администрации района или нет, – честно пишет Пахомов. – Лично мне кажется, что там все вопросы, касающиеся организации жизнедеятельности правобережных селян, пустили на самотек и совсем не заботятся о людях».
Свои утверждения ветеран, как всегда, подкрепляет конкретным примером.
«Раньше в 7 часов утра из Тевриза в Журавлёвку ходил автобус и люди могли съездить в Тевриз, – пишет он. – Но сейчас этот рейс упразднили. В Журавлёвку попутно из села Ермиловка заходит автобус, как правило битком заполненный пассажирами. Так что теперь журавлёвцы добираются до Тевриза в перегруженном автобусе. За что такое отношение к людям?»
Вопрос риторический, на него нет ответа. А кто-то ведь может вообще заявить, что жителям Журавлёвки все-таки лучше плохо ехать, чем хорошо стоять на остановке. Сами же журавлёвцы предпочитают хорошо плыть, благо рядом – река.
«Раньше по Иртышу пароходы ходили, и «Ракеты» с «Восходами» тоже, – ностальгирует Владимир Константинович. – Люди могли добраться до самых отдаленных уголков Омской области. Но сейчас о чем ни спроси, ответ один: нет денег! Я живу все лето в селе Журавлёвка, и с каждым годом судоходство все хуже и хуже. Хотел бы узнать, будет ли в этом году открыта пассажирская навигация и на что нам надеяться? Смогу ли я без всяких проблем добраться по Иртышу до своей Журавлёвки, как это было раньше?»
Ответы на эти вопросы наш читатель узнает весной, когда лед растает и река станет доступной для судоходства. А без него жителям Журавлёвки придется несладко.
«Я считаю, что нужно развивать судоходство по Иртышу, – подводит итоги Пахомов. – А то получается очень безрадостная картина. Сначала создавали колхозы, совхозы, обрабатывали поля, выращивали скот, производили корма для него. Потом все это сами же и разорили. В итоге не все люди, оставшиеся без работы, нашли себя в новой действительности. Кто-то попросту стал спиваться, кто-то – браконьерничать, а кто-то уехал. Остались старики да молодежь, лелеющая надежду на улучшение жизни в будущем. Этим и живут.
Трудностей нам и так достаточно, а тут, как я уже говорил, еще и транспортные проблемы. Вот недавно моему товарищу понадобилось попасть в село Иванов Мыс. Так он на своей надувной лодке доплыл до Тевриза, там ее собрал и на автобусе доехал до нужного места. А ведь этому человеку уже за 70 лет!
К чему я все это говорю? Да к тому, что хоть в летний период сделайте людям нормальное сообщение. А то заболеешь, к примеру, а дороги – нет, автобуса – нет. Зато есть Иртыш. Осталось плоты сколотить и… семь футов под килем!!!»
*
|