Напомним, 23 мая на казахстанском горно-обогатительном комбинате «Казцинк», занимающемся производством цинка, свинца, висмута и селена, произошёл порыв бетонного коллектора, в результате чего в притоки Иртыша попали сточные воды, содержащие тяжёлые металлы. Специалисты омского Роспотребнадзора, Обь-Иртышского УГМС и «ОмскВодоканала» немедленно взяли ситуацию под контроль.
– Прежде всего, мы запросили информацию в комитете по защите прав потребителей Республики Казахстан, – рассказала заместитель начальника отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Омской области Любовь СЕНИНА. – Сначала по телефону, а затем письмом за подписью главного санитарного врача Республики Казахстан Бекшина нам сообщили, что действительно 23 мая 2016 года на риддерском горно-обогатительном комбинате «Казцинк» произошел порыв бетонного коллектора. В результате сточные воды попали в речку Филипповка бассейна реки Иртыш. Производство на комбинате было немедленно приостановлено, авария ликвидирована в тот же день. По результатам проб воды в месте сброса было обнаружено содержание химических веществ в 1,5–2 раза выше уровня предельно допустимой концентрации. На границе Восточно-Казахстанской и Павлодарской областей ни в момент аварии, ни в дальнейшем превышения уровня ПДК химических веществ не зафиксировано. То есть вредные вещества замечены только в месте аварии. В то же время мы начали усиленный контроль за состоянием воды в реке Иртыш. С 30 мая в точках водозабора мы отобрали 64 пробы на тяжелые металлы. Превышений не обнаружено.
Свои исследования провело и Обь-Иртышское управление по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды.
– Было рассчитано время добегания сточных вод до села Татарка Черлакского района – 6–7 июня. В пробах воды, взятых в этот период, превышений предельно допустимых концентраций не обнаружено ни по одному загрязняющему веществу. Ожидалось, что основным загрязняющим веществом будет цинк, но содержание цинка во всех случаях в пять раз ниже ПДК, – сообщила начальник Центра по мониторингу загрязнения окружающей среды Обь-Иртышского УГМС Надежда ИВАНОВА.
Руководитель лабораторного центра ОАО «ОмскВодоканал» Наталья МООР в свою очередь заверила омичей: качество питьевой воды в городе сохранилось на прежнем уровне:
– Мы ежедневно контролируем речную воду методом биотестирования с использованием инфузории. Этот тест-объект реагирует на малейшее токсическое воздействие. Мы бы заметили, если бы что-то в воде появилось. Когда мы получили сообщение об аварийном сбросе в Казахстане, начали делать тесты на металлы и, в частности, цианиды в режиме усиленного контроля. Цианиды не обнаружены. Все металлы в пределах обычного природного фона. Никаких изменений качества питьевой воды нет.
Советник департамента общественной безопасности администрации Омска Ренат ВАЛИТОВ пояснил: сработал механизм самоочищения реки.
– От места аварии до границы с Омской областью порядка 900 км. Прежде чем сточные воды попали в Иртыш, они прошли реку Ульбу и Шульбинскую ГЭС. Частицы тяжелых металлов осели по пути в Омскую область.
Специалисты также отметили, что контроль за состоянием воды в реке Иртыш осуществляется различными структурами регулярно, а по данным экологического рейтинга, опубликованного Министерством природных ресурсов и экологии РФ, среди российских городов Омск уже два года занимает 4-е место по качеству питьевой воды (1-е место – Магадан, 2-е – Воронеж, 3-е – Санкт-Петербург, 5-е – Ханты-Мансийск, 6-е – Барнаул, 7-е – Сыктывкар, 8-е – Иркутск, 9-е – Пермь, 10-е – Йошкар-Ола). Заслугу относят на счет многоуровневой системы очистки воды.
**
|