Несколько инвесторов продали или сократили свои пакеты акций скидочного сервиса Groupon после IPO компании. Рынок интернет-стартапов теряет капитал
Первичное размещение акций (IPO), проведенное в ноябре 2011 года, не помогло компании. К настоящему времени проект потерял три четверти рыночной капитализации, что составляет около 10 млрд. долл, сообщает The Wall Street Journal.
Groupon - крупнейший в мире оператор скидочных сервисов, пользующийся популярностью и в России. Компания договаривается с производителями товаров и услуг о скидках для пользователей в обмен на гарантии привлечения клиентов. Сервис работает в 43 странах мира и его услугами пользуется около 115 млн подписчиков.
Как сообщает BFM.ru, в настоящее время один из собственников компании Марк Андриссен продал свой пакет акций, количеством в 5,1 млн. шт. Прибыль от сделки составила почти 14 млн. долл. Общее сокращение инвестиционной активности выразилось в продаже более 12 млн. ценных бумаг.
Стоит, однако, отметить, что некоторые инвесторы, вошедшие в капитал до IPO, сохраняют или даже наращивают свои вложения. Так, по данным The Wall Street Journal, не продавали акции сервиса компании Technology Crossover Ventures и Kleiner Perkins Caufield & Byers. Компания T. Rowe Price Group свой портфель бумаг Groupon увеличила почти втрое (с марта по конец июля), инвестфонды банка Morgan Stanley - более чем в два раза.
С одной стороны Groupon привлекателен высокими темпами роста, нарастив объем выручки в 22 раза в период своего становления в 2009-2010 гг. С другой стороны - проект не показывал прибыли ни разу за все время своего существования. Инвесторы оценивают эти факты неоднозначно.
К примеру, активы компании, размещенные в ноябре минувшего года, были оценены в 12, 8 млрд. долл, однако уже на первых торгах их стоимость подскочила на 30%. По итогам 2011 года выручка Groupon составила 1,62 млрд долларов, чистый убыток - 350,85 млн долларов.
Многие аналитики считают падение привлекательности компании закономерным следствием замедления интернет - рынка. Сумма поступлений от реализации скидочных предложений до отчислений заведениям-поставщикам товаров и услуг, участвующих в акциях, составила 1,29 млрд долларов, что на 38% больше, чем годом ранее, но на 5% меньше, чем в первом квартале.
Не способствует позитивной динамике и общая ситуация на рынке. Так, провальный отчет Facebook и последующая распродажа акций надолго охладили интерес инвесторов ко всему интернет-сектору.
Падение котировок Groupon, Facebook и Zynga навевает тревожные воспоминания об обвале доткомов в 2000 году (глубина падения индекса Nasdaq Composite Index с максимума в марте 2000 года до минимума в октябре 2002 года составила 78%). Но, в отличие от многих стартапов доткомовского бума, сегодняшние компании имеют хорошую выручку и некоторые из них приносят прибыль, хотя финансовые результаты часто не соответствуют ожиданиям, комментирует The Wall Street Journal.
|