История отечественного и мирового искусства знает не так много имён женщин-скульпторов. Если запросить на эту тему интернет, вы насчитаете их чуть больше полусотни. Работа эта непростая. Помимо таланта, тут надо иметь ещё большое терпение и выдержку, а иногда – просто физическую силу.
Омску повезло: в 1960-е годы здесь работала скульптор Надежда Бабаева, а сегодня мы можем наблюдать, как развивается талант Натальи Скрипкиной. Начиная с малых форм, она перешла к довольно объёмным произведениям. Расширился и круг поднимаемых тем, арсенал приёмов. Сегодняшняя выставка не приурочена ни к какой дате. На ней собраны работы за последние пять – восемь лет, отражающие творческий путь автора.
Изначально любимыми темами Скрипкиной были темы любви, материнства и детства (Наталья Михайловна сама мать трёх сыновей). Они отражены в работах «Сон», «Первенец», «Двое», «Колыбельная». Есть и жанровые работы – например, очень точно схваченная, наполненная юмором пластическая композиция «Гололёд». Портреты: «Девушка с книгой», «У окна», «Сонечка». В последнее время Скрипкина всё больше поднимает философско-нравственные темы, которые, как она считает, соотносятся с днём сегодняшним. И появляются тревожные, насыщенные внутренней болью образы: «Вина», «Несвобода», «Раскаяние», «Ожидание»; «марсианская» голова «Наутилуса» и страшный «Господин Т». Это конкретный человек, общение с которым не доставляет автору радости. Кто он – держится в секрете, но говорят, что многие его узнают.
В экспозиции выделяется работа «Беженцы» – единственная созданная из металла (всё остальное – гипс). «Железяка» лежала в коридоре, возле двери соседа по мастерской Георгия Кичигина, рассказывает Скрипкина. Оказалось, что она художнику не нужна. Взяла, решила попробовать. И вот – открыла новый для себя материал.
В мастерские на Ленина, 10 Наталья Михайловна переехала несколько лет назад. Так получилось, что она теперь занимает мастерскую своего учителя – известного омского скульптора Анатолия Цымбала. На этом совпадения не заканчиваются. В этот двор выходили когда-то окна квартиры, где прошло её детство. Наверное, многое в жизни предопределено заранее.
– Я лепила всегда, – говорит Скрипкина. – Когда училась в художественной школе, у нас была скульптура с третьего класса. Преподавал как раз Анатолий Андреевич Цымбал. И всё – я заболела этим. Никакие трудности меня не пугали. Оканчивая школу, я уже определилась с профессией и ни за что не променяла бы её ни на какую другую.
В творчестве Наталья Михайловна, по её словам, ориентировалась не на Веру Мухину и не на свою землячку Надежду Бабаеву, а на французского скульптора Аристида Майоля. Возможно, именно у него она научилась придавать человеческий облик стихиям и состояниям.
|