Расположение приходских дворов в середине 1770-х годов можно отчасти восстановить по плану 1777 года, выданному из Московской полицмейстерской канцелярии по прошению капитана артиллерии М. М. Тургенева. На плане был показан его собственный двор с двухэтажными каменными палатами и деревянными постройками, а также дворы полковника С.А. Мамонова, генерал-поручика А. И. Порошина, прапорщика Н. М. Нащокина и секретаря С. И. Бышковского. Соседи капитана с севера и юга также имели каменные палаты посреди своих дворов. Остальные строения на плане были деревянными 44. Рядом со Спасской церковью располагался участок причта, застроенный одноэтажными деревянными постройками, жилыми и хозяйственными.
Именно в это время настоятелем Петром Тихомировым и прихожанами было принято решение о капитальной перестройке церкви. Вначале предполагалось перестроить трапезную и колокольню, а затем и сам храм. В декабре 1775 года было подано прошение к архиепископу Платону (Левшину) и составлен «приобщенный» проектный чертеж. В прошении отмечалось, что «Преображенская церковь имеется каменного старинного здания, построенная в давних годах, при которой состоят приделы великомученицы Екатерины и преподобномученицы Евдокии с особенным входом да при настоящей церкви трапеза с колокольнею и от давнего времени, как реченые приделы, так трапеза и колокольня пришли в ветхость»». Архиепископ Платон после рассмотрения проекта приказал благочинному «справиться о приходе и какие в близости церкви имеются».
Весьма малая цена
Таким образом, в церковь попадала «весьма малая цена». В то же время московский купец В. Ф. Колесников в январе 1809 года предложил купить три каменные лавки в москательном ряду, принадлежавшие церкви на Глинищах, за 8000 рублей, утверждая, что «с такового капитала церковь удобнее может получать свои выгоды от процентов». Митрополит Платон потребовал от благочинного церквей Ивановского сорока допросить священника Петра Тихомирова. Последний напомнил, что лавки, принадлежавшие с XVII столетия церкви Покрова на Покровке, после ее упразднения были переданы Спасскому приходу. Московская управа благочиния в связи с ветхим состоя- ниемлавок предписала причту или их снести и выстроить вновь, или починить. По словам настоятеля, «зять его построил за свой счет каменные лавки, под ними сделал погреб каменный со сводами, над ними палатку, мостил мостовую белым камнем». Договор с ним был заключен в сентябре 1805 года сроком на 12 лет74. Дело о лавках длилось до самой Отечественной войны 1812 года, когда «оные лавки неприятелем пожжены и каменные стены до подошвы обрушены в груду и содержатель лишился всего, что в них находилось». Перед войной настоятель Спаса-Преображенской церкви на Глинищах Петр Семенович Тихомиров был довольно известной фигурой в среде московского духовенства. В царствование императора Павла 1 он был обласкан и награжден самим государем. В консистории хранились два рескрипта по его поводу, полученные в разное время из Санкт-Петербурга на имя митрополита Платона от императора.
|