Творческое поприще избрали себе и другие сыновья Петра Кононовича – вероятно, не без влияния старшего брата. Михаил Петрович закончил Санкт-Петербургскую Академию художеств и в 1863 году получил звание академика исторической живописи за картины «Вакханка с тамбурином» и «Плач иудеев на реках Вавилонских». Известный коллекционер, он вошел в историю отечественной культуры и как ценитель таланта художника Александра Иванова, картины которого собирал и о котором написал первую фундаментальную монографию 8s. Коллекционером был и другой сын Петра Кононовича, Дмитрий Петрович, собиравший произведения западноевропейской живописи. Сергей Петрович получил известность как замечательный врач-клиницист, основавший свою терапевтическую школу, и как общественный деятель, возглавлявший Общество русских врачей, множество различных комиссий по устройству больниц и пр.
Единственным прямым продолжателем отцовского дела был Петр Петрович Боткин, и процветание торгового дома Боткиных связано именно с его деятельностью 86. Как и прежде, он работал без посредников и вел торговлю чаем в магазинах на Тверской, на Кузнецком мосту и на Ильинке. Кроме чайного дела, Петр Петрович завел свекловичные плантации, где вырабатывалось около 800 000 пудов сахара в год.
Тяжелое испытание
В 1717 году храм постигло тяжелое испытание – «воровскими людьми» был осквернен ружный придел мучеников Флора и Лавра. Они не только ограбили храм, но и «святый престол и жертвенник обломали и святые иконы переколотили». Долгие годы придел оставался разоренным, и только в 1729 году Леонтий Глебов начал восстанавливать родительское устроение. В связи с ремонтом была сделана опись имущества придела: «По правую сторону царских дверей образ Спаса Нерукотворенного в киоте, в том же образе внизу написано Снятие с Креста и Положение во Гроб Господа нашего Иисуса Христа, ветх, на нем венцов малых четыре, в том числе один басенной, а на Спасителеве образе и при нем два ангела венцов не имеется. По левую сторону царских дверей Образ Пресвятой Богородицы Смоленския без венцов, ветх. Царские двери и столбцы над ними писаны иконным письмом, без окладов, ветхи. Над ними Деисус: Спасите- лев образ, по левую сторону образ Богородицы, по правую – Иоанна Предтечи и три образа Апостольских написаны иконным письмом, без окладов, ветхи. Северные и южные двери писаны красками, на них изображены кресты.
В алтаре образ Богородицы Смоленския, ветх. Престол разломан и складен тут же в алтаре. На жертвеннике сосудов никаких не имеется, только одно одеяние тафтяное и то ветхо, да крестов деревянных два, в том числе один резной, поручи криповые ветхие, и кроме вышеписанного во оном приделе иного не имеется» 31.
Возобновленный придел был освящен только в 1736 году, а в 1740-м Л. М. Глебову было разрешено пригласить в придел ружного священника Иоанна Наумова из села Рахманова, вотчины Троицкого Сергиева монастыря.
|