Впервые подобные операции в России стали проводить 25 лет назад. В Омске у 70 детей разного возраста установлен имплант. Но педагоги отмечают, что хирургическое вмешательство только начало длинного пути. После операции ребёнка необходимо научить слушать и говорить.
Омск стал одним из трех центров в России, наряду с Санкт-Петербургом и Ульяновском, где были проведены обучающие семинары для педагогов, работающих с глухими детьми после кохлеарной имплантации в условиях инклюзивного образования. Своим опытом в этом вопросе поделились участники из других регионов, а также специалисты из Хорватии: профессор логопедии «Поликлиника СУВАГ» (г. Загреб) Акрап КОТЕВСКИ ВИШНЬА и лингвист, преподаватель Загребского университета Жустра МИА. После правильно проведенной реабилитации ребенок может продолжать обучение в инклюзивных образовательных организациях вместо специальных адаптивных школ.
– Наш регион был выбран Министерством образования и науки РФ в числе трех субъектов, где есть хорошая база для развития образования детей особой заботы, – пояснила заместитель министра образования Омской области Инесса АРТЁМОВА. – Сразу на базе нескольких учреждений прошли курсы повышения квалификации специалистов, работающих с детьми, которые перенесли операцию кохлеарной имплантации. Важно этого ребенка научить говорить, общаться, социализировать его. Это сложная и многолетняя задача. Для того чтобы делать ее правильно и на правильном оборудовании, мы и проводим подобные обучающие мероприятия.
Возможности верботонального метода реабилитации продемонстрировала профессор логопедии «Поликлиника СУВАГ» (г. Загреб, Хорватия) Акрап Котевски Вишньа. Настраивая рычажки хитрого прибора, она добивалась от ребенка то одного звука, то другого, хотя перед этим он практически их не выговаривал. Чтобы закрепить результат, требуется около 30 подобных занятий.
– Это электроакустическое оборудование используется для реабилитации детей с нарушениями слуха и речи, в логопедии и при изучении иностранных языков, – рассказала профессор. – Прибор не является просто усилителем, у него есть возможность выбирать разные частотные диапазоны, внутри которых может работать педагог. Аппарат позволяет пропускать именно тот частотный диапазон, внутри которого звук звучит лучше. Если у нас глухой ребенок, то он может слышать звуки, но не понимает их, поэтому мы с помощью этого аппарата имитируем звуки, которые слышит слышащий ребенок первый раз после рождения. Стараемся, чтобы процесс развития был одинаковый.
И российские, и хорватские специалисты уверены, что чем раньше начата реабилитация, тем больше возможности у ребенка пойти в инклюзивную школу. В таком случае через два-три года, если процесс не будет прерываться, никто не поверит, что ребенок глухой.
**
|