За эти годы диакон Василий показал себя замечательным преподавателем Закона Божия в различных школах и училищах Москвы, за что был награжден епархиальным начальством и Святейшим Синодом. По инициативе нового настоятеля, отца Василия Цветкова, и церковного старосты, московского купца Павла Тимофеевича Полякова, было предпринято строительство нового придела в честь Казанской иконы Божией Матери с южной стороны Петропавловского храма. В августе 1876 года в консисторию, на имя митрополита Иннокентия (Вениаминова) поступило прошение от причта и прихожан «Знаменской, а по приделу именуемой Петро-Павловской, у Яузских ворот церкви», в котором объяснялась необходимость устройства нового придела. Священнослужители и прихожане писали о том, что «придел с правой стороны находится в самом храме, алтарь сего придела очень темен и стесняет собой внутреннее помещение храма, в воскресные и праздничные дни зимнего времени в нем не помещаются желающие молиться и по нужде должны бывают расходиться по другим церквям».
Пристройку предполагали сделать «симметрично с приделом во имя Первоверховных Апостолов Петра и Павла во всю длину теплого храма и колокольни, строго соблюдая прежнюю архитектуру сего храма с внешней его стороны» 90. Для отопления всей трапезной с приделами предполагалось устроить новую духовую печь.
На рассмотрение митрополиту представили детальные чертежи постройки, выполненные московским архитектором А. П. Поповым (1827-1887).
Святитель Николая
А. А. Куманин и П. К. Боткин, как и нарв- ский купец М. Г. Чероков (Чороков), высказались против восстановления уже полностью обветшавшей к концу 18зо-х годов Петроверигской церкви. Все свое благочестивое усердие к украшению Дома Божия они перенесли на храм Спасителя Исцелителя расслабленного.
После 1835 года старостой храма стал А. А. Куманин, по инициативе которого были, по-видимому, внесены первые значительные изменения в «казаковский» интерьер. Так, с конца 18зо-х и в течение 1840-х годов на пожертвованные им две тысячи рублей постепенно обновлялись иконостасы приделов святителя Николая и бессребреников Космы и Дамиана. Еще 6750 рублей Куманин пожертвовал на роспись стен и поновление иконостаса в главном холодном приделе.
С середины 1850-х и до конца 1880-х годов все основные заботы по поддержанию и украшению храма взял на себя Петр Петрович Боткин, принадлежавший к одному из самых знаменитых московских купеческих семейств. Среди его многочисленных братьев и сестер, детей уже упомянутого Петра Кононовича Боткина, следует особо отметить старшего из сыновей – Василия, известного писателя середины XIX века, о талантах и художественном вкусе которого сохранились многочисленные воспоминания современников. Вот одно из них, принадлежащее А. Д. Галахову: «Василий Петрович обучался в пансионе Кистера, преподававшего немецкий язык и литературу в Московском университете. Здесь он приобрел познания в языках немецком и французском. Впоследствии он читал свободно книги английские, итальянские и испанские.
|