Наибольших успехов в делах достиг именно Иван Васильевич, не ставший дробить капитал и выделять сыновей. С ними вместе он занимался оптовой торговлей, держал лавки на торгу и в 1660-е годы, первым среди братьев получил звание «гостя»23.
Москвичом был и другой представитель торговой корпорации – Дмитрий Денисов.
С 1659 года он входил в состав Гостиной сотни, а в 1663/64 году получил звание «гостя»4 .
Согласно Переписным книгам, в приходе церкви Кира и Иоанна владели дворами и известные княжеские семьи – стольника князя Федора Васильевича Елецкого, стольника князя Федула Федоровича Волконского и князя Михаила Яковлевича Черкасского. Последний прославился уже в царствование Петра Великого своей честностью и исполнительностью.
В 1680 году он стал стольником и, как известно из дворцовых разрядов, «наряжал вина для государева стола». В 1682 году ему пожаловали боярство, а в 1685 году – отправили на воеводство в Новгород с наказом противодействовать расколу. В сентябре 1697 года Михаила Черкасского назначили воеводой в Тобольск, где ему было суждено снискать особое доверие и расположение государя, с которым он был связан родственными узами – невестка князя приходилась Петру Великому двоюродной сестрой. Князь Черкасский завел первые в Сибири кирпичные фабрики, построил железные заводы, организовал добычу руды и литье пушек.
Известные в XV веке церкви
Плацдарм, отделявший Сады и Кулишки от Китай-города, назван в летописном описании пожара 1547 года «площадкой»: «А от города за рвом на площадке от церкви Преображениа Господня не Гореша дворы до Всех Святых по Варварьскую улицу на Кулишке». Уже в конце XVI века часть этого плацдарма получила название Конного рынка, а затем Конной площади.
При строительстве укреплений были разделены единые до того времени территории, определявшиеся одним топонимом. Кроме того, изменение структуры посада привело к исчезновению некоторых старых названий. К их числу относился, например, уже упомянутый Вострый конец. Местность, получившая такое название, простиралась по берегу Москвы-реки вдоль посада, включала территорию, известную позже как «Угол», и далее продолжалась до Васильевского луга. Ближе к Васильевскому лугу стояли две известные в XV веке церкви – Космы и Дамиана и Воздвижения Креста Господня на Востром конце. Они не раз упоминаются в летописях в описании пожаров. Так, в мае 1468 года «загорелся посад на Москве, горело вверх по рву за Богоявленскую улицу мимо Весяковых двор, от Богоявления улицею по Иван Святы на пять улиц, а от Ивана Святаго на подол по Васильевской луг, да на Болшую улицу на Вострой конец и по самую реку да по Кузму-Дамиана на Востром конце» 34. Под 1472 годом летопись сообщает о том, что «загореся на Москве на посаде у Въскресениа на рве и горело всю нощь и назавтрее до обеда и многое множество дворов горе, единых церквей 25 загорело. А горело оттуда по берегу до Воздвижениа на Востром конца да по Васильевской луг да по Кулишку».
|