Никольский разыскал в архиве и опубликовал трогательный текст последней воли умирающего: «Аз многогрешный раб Божий, московский купец Павел Петров, сын Токарев чувствуя слабость моего здоровья изустно завещаю отцу моему духовному церкви Космы и Дамиана, священнику Николаю Тимофееву из оставшихся по мне денег, по усмотрению и расположению г. подполковника, попечителя моего Михаила Родионовича Хлебникова и опекунов на построение вновь церкви Козмы и Дамиана дать всенепременно пять тысяч рублей». Таким образом, общая сумма, которую можно было употребить на строительство нового храма достигла 14 325 рублей.
Престол верхней церкви Казанской иконы Божией Матери упразднили, а в качестве придельных были сохранены древнейшие «приходские» престолы Космы и Дамиана и святителя Николая Чудотворца. Главный престол по новому замыслу должны были посвятить образу Спасителя, исцеляющего расслабленного. Это посвящение было новым не только для прихода, но и для всей Москвы. Поводом для него послужило прославление чудотворного образа Спасителя, исцеляющего расслабленного, в Троицкой церкви села Ведерницы Дмитровского уезда, ставшее значительным событием в духовной жизни Московской епархии. В 1780 году в этом селе освятили новый каменный храм во имя Спасителя Исцелителя расслабленного.
Иконы Спасителя
В местном чине помещались иконы Спасителя, Трех Святителей, пророка Илии и святителя Николая Чудотворца и образ Всех Святых. Опись указывает среди местных образов и икону Божией Матери «Прозрение очес», которая в другой части этого документа названа «Всезрящая». Это первое достоверное упоминание об образе, ставшем местночтимой святыней Трехсвятительского храма. Над местными иконами располагался праздничный ряд. Придел мучеников Флора и Лавра по-прежнему помещался в северной апсиде нижнего храма. Его трехъярусный иконостас был покрыт желтым лаком. Местный чин состоял из образов Спаса Нерукотворного, Калужской и Боголюб- ской икон Пресвятой Богородицы и образа святого Иоанна Предтечи. Во втором и третьем ярусах располагалось 10 праздничных икон. Более десятка икон в киотах отмечено в трапезной. В описи также упомянуты вклады семьи Остер- ман: напрестольный серебряный вызолоченный крест, «на нем Распятие, Саваоф с Предстоящими, Адамова голова финифтяные в деревянных рамочках» и напрестольное Евангелие в серебряной оправе. Не всем прихожанам после пожара удалось сохранить свои дворы или отстроиться вновь. Глебовы каким-то образом отстояли свои старые деревянные хоромы, не пострадали Кирьяко- вы и Мельгуновы. Большая многодетная семья Мельгуновых крепко и надолго обосновалась на Кулишках. Чуть ли не каждый год у них рождались дети, и всех их крестили в церкви Трех Святителей.
|