Необычно темноволосый Хослинг, как Вергилий у Данте, еще в начале фильма берет зрителя за руку и проводит по всем кругам Уолл-стрит. Сразу уничтожая «четвертую стену» (то есть, напрямую обращаясь к зрителям), режиссер Адам Маккей вводит нас в комедийный дискус. Ведь история этого приема начинается еще со знаменитых времен античности, когда задействованы в комедии актеры со сцены обращались к зрителям.
Вообще, «Игра на понижение», появившаяся совсем недавно на таких культовых киноплощадках, как ФильмоЛайнер, регулярно напоминает о своей синтетической природе, не давая полностью раствориться в событиях на экране. Герои при случае делают отступления и рассказывают о сомнительных финансовых аферах устами Робби (вы уже видели ее в «Волке с Уолл-Стрит» и еще увидите в «Отряде самоубийц»), которая нежится в ванне, или шеф-повара Энтони Бурдена, который подбрасывает рыбу не первой свежести в солянку. Все это сопровождается музыкальными вставками: Metallica, Gorillaz и хип-хоп о деньгах.
Сложную конструкцию поддерживает динамический монтаж, который заставил бы плакать апологетов длинных планов - ведь таких здесь почти нет. Активная смена кадров удерживает внимание зрителя, которое, согласно теории, должно отвлекать уничтожение «четвертой стены», - потому что слишком легко можно пропустить большой кусок истории. Меняются здесь не только планы, но и мастерски перетасованы сюжетные линии, не стесняются лишний раз устроить экскурс в прошлое.
Несколько экономистов независимо друг от друга предусматривают крах ипотечного рынка и планируют на этом хорошо заработать. Они вкладывают деньги в то, что должно принести им многочисленные состояние после масштабного кризиса, одновременно разбираясь, как работала экономическая система до 2008 года (спойлер: разгильдяйство и коррупция уже тогда цвели буйным цветом).
Адам Маккей рискует, апеллируя к Великому Финалу, ведь очевидно, чем все закончится для страны (и миллионов потенциальных безработных). Однако этот риск больше похож на блеф. Автор документальной книги (а заодно и сценария экранизации) Майкл Льюис мастерски прописал сюжетные линии персонажей, создавая драматическое напряжение в рамках, казалось бы, скучной по определению жанра экономического триллера. Каждый из героев имеет свои интересы и личное отношение к надвигающейся катастрофе Майкл Барри (Кристиан Бэйл) больше заинтересован в своей правоте, Марк Баум (Стив Кэрелл) ненавидит банки и видит в кризисе Большую Справедливость, Джаред Веннетт (Райан Хослинг) просто хочет заработать, а Бена Рикерта (Брэд Питт) к игре привлекают молодые экономисты-вундеркинды (Финн Витрок и Джон Магаро). Всех их ждет личный финал, ведь путь в рамках одной и той же истории они проходят принципиально разный.
Подкупает не только выдающаяся актерская игра звезд первого эшелона, но и черный юмор, щедро приправленный ноткой горечи: еще совсем свежи воспоминания о настоящем кризисе. Однако, как ни парадоксально, критика капитализма не мешает использовать все его лучшие достижения при создании фильма: продуманный маркетинг, институт звезд, большой бюджет (28 млн - вполне прилично для фильма без дорогих спецэффектов) и мощности студии-мейджора. В общем, это позволяет вписать «Игру на понижение» к контексту голливудских фильмов, которые, критикуя капитализм, на самом деле не столько «кусают руку, которая кормит», сколько эротично ее покусывают. Даже циничные фильмы из жизни Уолл-стрит антиамериканского Оливера Стоуна обычно не прибегают к сокрушительной критике феномена - только описывают его, больше характеризуя экранных персонажей, чем систему. Возможно, именно коллажная «Игра на понижение» смогла сделать это едва ли не лучше своих предшественников.
|