Некоторые музыкально-теоретические взгляды Ибн Сины.
Воззрения Ибн Сины в области музыкальной теории
Как подлинный ученый-энциклопедист Ибн Сина с большим успехом работал почти во всех областях знания. В источниках упоминается свыше 450 названий его сочинений, а число дошедших до нас трудов около 240. Они охватывают такие области науки, как философия, медицина, логика, психология,естествознание, астрономия, математика, химия, этика, литература,языкознание,эстетика и другие. Медицинский мир считает его своим учителем, называя «великим врачевателем». Во всех старейших университетах Европы до середины XII века изучение и преподавание медицины основывалось на его «Каноне врачебной науки», который на протяжении нескольких столетий являлся самой популярной из медицинских книг, созданных на Востоке, и служил основным учебным пособием, оказывая огромное влияние на уровень специальных знаний врачей средневековой Европы. Один из среднеазиатских ученых писал: «Те врачи, которые познакомились основательно с “Каноном”, не нуждаются в изучении других».
Философы продолжают разгадывать все новые грани его наследия в данной области науки (например, теорию познания). Важнейший вклад в развитие научно-философского знания Ибн Сина внес своим научно-рационалистическим, аналитикосинтетиче-ским методом мышления, который позднее дал сильный толчок развитию передовой европейской мысли. Несмотря на противоречивость отдельных положений, философское учение Ибн Сины в условиях феодализма сыграло прогрессивную роль, ибо в нем отчетливо выступает стремление противопоставить религии научное познание, основанное на опыте и логических доказательствах.
Ибн Сина по-новому осветил и логику как науку об истине, изучающую формы суждения и процесс доказательства, необходимые исследователю для различения достоверного и правдоподобного знания, знания – и сомнительных мнений, особенно в тех областях науки, где требуются ясность, точность,непротиворечивость, последовательность и четкость изложения.
Среди его работ по различным отраслям знаний имеются и музыкально-теоретические, сыгравшие огромную роль в развитии музыкального искусства и науки не только в Средней Азии или на Востоке, но существенным образом повлиявшие на общий ход развития мировой музыкальной культуры.
|