Украинский бизнес в целом позитивно оценивает торговые преференции со стороны ЕС, но не спешит ими пользоваться. Какие сложности возникают у отечественных бизнесменов в торговле с Европой?
За первое полугодие 2015 года украинские компании использовали механизм беспошлинных квот (автономные торговые преференции, АТП) при экспорте продукции в ЕС лишь в 16 категориях из 37 возможных. Производители полностью выбрали квоты лишь по 4 категориям. Это, традиционно, продукция АПК и пищепрома. Больше всего в ЕС в рамках квот было экспортировано зерна, мяса птицы, фруктовых соков и томатов (приготовленных или консервированных), информирует еizvestia.com.
Если сравнивать объемы экспорта в ЕС за первое полугодие 2014 и 2015 года, то он снизился на 25,5% по всем группам, говорится в исследовании, проведенном Институтом экономических исследований и политических консультаций.
«Европейские торговые преференции хоть и имели позитивное влияние на экспортеров, но их действие было недостаточным, чтобы компенсировать целый ряд негативных факторов, которые повлияли на экспорт в 2014-2015 годах — оккупация территорий, подорожание импортного сырья и комплектующих», — говорит руководитель Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский.
Позитивные изменения все же есть. В 2014 году количество украинских компаний, которые вышли на европейский рынок увеличилось на четверть — с 6,1 тыс. до 9,1 тыс. Радует, что рост произошел за счет компаний малого и среднего бизнеса. Небольшие производители, к сожалению, не смогли обеспечить достаточный объем экспорта, чтобы перекрыть негативные последствия падения поставок на российский рынок.
«42% предприятий (3,9 тыс. — ред), что экспортировали в ЕС в 2014 году, продолжили ввозить продукцию и в 2014 году, однако большинство из них, а именно 55% (2,1 тыс. — ред) уменьшили объемы поставок в страны Евросоюза», — говорится в исследовании Института экономических исследований и политических консультаций.
Лидируют по использованию квот крупные компании.
«Чаще всего квотами пользуются большие компании, которые имеют возможность обеспечивать регулярные и крупные поставки. Малые и средние представители бизнеса реже пользуются преференциями. Они предпочитают совершать разовые поставки в небольших объемах», — поясняет научный сотрудник вышеупомянутого института Оксана Кузякив.
Согласно опросу, малые предприятия не используют механизм квот, поскольку просто не знают о них. Об этом заявили более 27% опрошенных представителей малого и среднего бизнеса. Небольшие компании также ощущают сложности с поиском европейских партнеров.
Не просто наладить торговлю с ЕС и крупным компаниям. Основные сложности связанны с получением сертификатов происхождения товара (форма EUR. 1). Только у 7% опрошенных крупных экспортеров имеются необходимые сертификаты происхождения. Также крупные компании сетуют, что им дали мало времени на подготовку к выходу на столь конкурентный и требовательный рынок.
По материалам Дело
|