Содержание:
Эксперты рассказали о значении денег, которые выделяет МВФ Украине.
МВФ подтвердил, что Совет директоров Фонда готов принять решение по предоставлению Украине очередного кредитного транша в рамках программы сотрудничества EFF до 31 июля. Этот транш должен составить порядка 1,7 млрд долл. Общая же сумма средств, которые должна получить Украина в рамках программы EFF — 6,68 млрд, информирует еizvestia.com.
Экономисты в комментариях «Главреду» рассказали, что эти деньги МВФ позволяют Украине отложить во времени дефолт. Благодаря новому кредиту Киев может осуществить очередные выплаты по старым долговым обязательствам. При этом эксперты отмечают, что такая политика — не выход, поскольку за последние полтора года они не заметили никаких положительных сдвигов в решении ключевых экономических проблем страны. Однако признают, что, безусловно, сотрудничество с МВФ дает сигнал другим международным кредиторам и инвесторам о том, что с Украиной можно иметь дело, что на ней еще рано ставить крест.
Заслуженный экономист Украины, экс-министр экономики Виктор Суслов:
Давно назрела необходимость отвечать на вопросы стратегического характера, а не частного. Нужны ли Украине деньги? Конечно, нужны. И, прежде всего, они нужны для того, чтобы возвращать старые долги. Но при этом происходит и наращивание долга. По крайней мере, использование этих кредитов для выплаты первоочередных обязательств по долгам позволяет Украине избежать дефолта, что, собственно, и происходит в последнее время.
А стратегически важно другое. Важно видеть общеэкономическую динамику Украины: куда идет наша промышленность, экономика в целом, какова ситуация в финансах, в банковской сфере. Эта динамика до сих пор не является позитивной. Последние опубликованные данные говорят о том, что темпы инфляции возросли до 57%. При таком росте цен резко падает уровень жизни граждан, что, безусловно, является колоссальным негативом. Также наша промышленность упала более чем на 20% в годовом исчислении. Впервые в расчете за год на четверть уменьшился объем розничной торговли, что свидетельствует о том, что гражданам сложнее покупать, что они начинают все меньше и меньше покупать — у них просто нет денег. В стране растет безработица, остановились многие предприятия и т.д.
Если такова динамика, то в стратегическом плане никакие кредиты не улучшат экономическое состояние Украины. Они лишь позволяют отодвинуть дефолт, выиграть время, но они не решают ситуацию. Преодолеть это можно только путем изменения экономической политики и формирования правильного и компетентного государственного аппарата. В целом, я не связываю никаких надежд с новыми кредитами МВФ в плане достижения стабилизации экономики и начала роста.
Мы также наблюдаем постоянное понижение рейтингов Украины. Все напряженно ждали, заплатит ли в прошлую пятницу Украина по долгам, или нет. Заплатила. Но уже вчера рейтинговое агентство Moody’s спрогнозировало, что сентябрьский платеж размером в 500 миллионов долларов Украина точно не заплатит, что дефолт отодвинут, но вовсе не снята его угроза. А дальше, в декабре, нужно будет осуществить платеж в 3 миллиарда долларов России, и его Украина точно не заплатит.
Нельзя жить от одной даты назначаемого дефолта до другой и напряженно ждать, когда он состоится. Нужно радикально менять ситуацию. А такой программы действий не видно. Постоянные скандалы во власти свидетельствуют о том, что с кадровой политикой в Украине на государственной службе большие проблемы, постоянно вскрываются новые и новые коррупционные схемы, схемы потоков контрабанды и т.д. Основная проблема у нас не с кредитами, а с системой управления и моралью тех сил, которые находятся у власти, с их способностью реально отстаивать интересы страны.
У нас два основных направления назначения денег, которые Украина получает. В основном мы зачисляем деньги в состав золотовалютных резервов НБУ, и эти деньги служат для поддержания курса гривны, продаются Национальным банком. Кроме того, эти деньги идут на обслуживание первоочередных государственных платежей. Другая часть поступает (и это предусмотрено соглашением о предоставляемых траншах) в государственный бюджет, и ею пользуются для покрытия дефицита бюджета. Деньги так и используются; подозревать, что они используются неправильно, нет оснований. Они используются правильно, просто мы должны смотреть на то, что Украина потеряла огромные валютные доходы от нашего экспорта, который катастрофически упал. Поэтому кредиты только частично компенсируют потерю валютной выручки.
Глава Комитета экономистов Украины, кандидат экономических наук Андрей Новак:
Украина сейчас не может обойтись без траншей Международного валютного фонда. На сотрудничество государства с МВФ ориентируются все остальные кредиторы и инвесторы. Потому если бы с Украиной не сотрудничал МВФ, то с ней бы никто не имел дел. Исходя из этого, работа Украины и МВФ — это принципиальный для нас вопрос, поскольку позволяет зарубежным кредиторам и инвесторам не ставить крест на Украине.
Однако в самой стране от траншей МВФ мы не видим никакой пользы. Так, за последние полтора года поступили уже три транша, и ни один, даже самый мелкий, экономический вопрос благодаря этим средствам не был решен экономической властью. Не стабилизировался курс гривны, не решены бюджетные проблемы и т.д.
Таким образом, возникает простой вопрос — куда деваются деньги, на какие цели они тратятся, какие проблемы благодаря этим деньгам Украина решает?
В принципе, деньги МВФ должны идти на макроэкономическую стабилизацию, которая предусматривает два направления: пополнение золотовалютных резервов НБУ и латание бюджетных дыр, прежде всего, долговых бюджетных дыр. Именно таково назначение кредитов МВФ.
Если такие тенденции будут сохраняться, мы можем прийти к тому, что деньги Украине будут выделяться, но только при условии внешнего финансового управления. В принципе, частично так уже происходит, но пока что деньги МВФ сам Фонд еще не контролирует. Но если украинская экономическая власть и дальше не будет демонстрировать положительных экономических результатов, то не исключено, что последующие транши уже будут поступать при условии внешнего финансового управления.
Президент Центра рыночных реформ, экс-министр экономики, доктор экономических наук Владимир Лановой:
Кредиты МВФ идут на два вида затрат. Первый — покупка газа. Мы никак не можем избавиться от зависимости от газовых магнатов. Зачем нам этот газ по 250 долларов? Это, безусловно, отдельная тема, но газ остается тем «дамокловым мечом», который висит над нашей головой. Позиция правительства непонятна: оно из любых источников пытается получить деньги, лишь бы купить газ. Давно нужно было изменить тактику, добывать газ. Полтора года прошло, а ничего в этой отрасли не изменилось, и у нас по-прежнему законсервированы газовые скважины. Газовая мафия делает свое, подтягивая теперь внутреннюю цену к внешней — 250 долларов, ссылаясь на тарифы и прочее, якобы это и есть рыночная цена.
Второй вид — погашение старых долгов, их обслуживание. Внешний долг висит на нас и не позволяет быть уверенными в курсе гривны, в запасах валюты для поддержания курса и т.д.
Деньги МВФ, по сути, нужны Украине для того, чтобы обслуживать внешние долги. То есть новые кредиты нужны для того, чтобы погашать старые. Но ведь этого недостаточно. А у нас складывают ручки: мол, дали им миллиард, и они уже герои. У нас до сих пор экспорт меньше импорта, и мы вынуждены искать валюту, чтобы покрывать эту разницу. Но сколько можно тянуть, стимулировать импорт? Это может длиться бесконечно: у нас все время будет возрастать долг, придет новое правительство и скажет, что их предшественники набрали долгов, потратили деньги и ничего не сделали. Кредиты дают лишь временный эффект, и в результате страна остается в прежнем подвешенном состоянии. А валюту можно было бы использовать лучше, иначе реструктуризировать долги и проценты. Но почему-то этого не делается. Нам сейчас важно, чтобы выплату долгов отложили на максимально долгий срок, тогда мы сможем потихоньку подняться и выйти из этой ситуации.
По материалам Главред
|