На эти вопросы ответили представители власти, контрольно-надзорных ведомств и товаропроизводителей.
На рынке или в сети?
Для жителей нашего региона омские предприятия производят порядка 2500 наименований готовой продукции. Как известно, с 2014 года правительство РФ ввело продовольственное эмбарго в отношении продукции некоторых иностранных государств, объявив о политике импортозамещения.
– С одной стороны, для производителей, в том числе омских, появилась возможность наращивать объемы производства. С другой – некоторые стали увеличивать их за счет некачественной продукции, – заметил Константин ЦЫПЛЕНКОВ, начальник отдела переработки и товарного рынка регионального минсельхоза.
Однако и качественную продукцию в магазинах федеральных сетей омским производителям нелегко представить.
– Этот вопрос решается на уровне руководства, которое находится за пределами Омска. Ведь линейка продуктов формируется именно там, – пояснил Михаил ЩЕЛКОНОГОВ, начальник управления развития потребительского рынка и внешнеэкономической деятельности департамента городской экономической политики Омска.
Поэтому и основные места продажи продукции для омских производителей – рынки и магазины у дома. С их руководством они могут заключить договор на поставку двух-трех видов продукции и завозить ее, к примеру, раз в неделю. По условиям же сети, товар должен быть представлен в каждом ее магазине (торговых точек может оказаться более 100).
– Мы проходим в сетях по качеству, но не по цене. Хороший продукт не может быть дешевым. Получается замкнутый круг. Вырабатываем качественный продукт, но не можем его реализовать. На предприятии есть мощности для увеличения производства, – рассказала о проблеме Наталья ИВАНОВА, завпроизводством АО «Любинский молочноконсервный комбинат».
Одним из вариантов решения подобных проблем станет строительство оптово-распределительных центров (ОРЦ) по всей России. Сдать продукцию туда сможет любой фермер, подсобное хозяйство, крупный производитель. Новая структура поможет решить, в частности, и ценовой вопрос.
Проект по строительству подобных центров поддержал Минсельхоз РФ. По словам Михаила Щелконогова, Омск попал в третью волну строительства данных центров, первая завершится в 2017-м, вторая – в 2019-м, третья – в 2020–2021-м. И 20% затрат на строительство ОРЦ компенсирует правительство РФ.
Строгий контроль
В год омское управление Росветнадзора отбирает несколько тысяч проб. И их число в дальнейшем будет увеличиваться (на мониторинг федеральный Россельхознадзор выделяет ежегодно 17–20 млн рублей). В лабораториях применяются самые новые методики, расширяются степени их аккредитации.
– Есть добросовестные производители, есть недобросовестные, мы вычищаем этот рынок. Работа идет серьезнейшая. К примеру, штраф за фальсификат молочной продукции – до 600 тысяч рублей, – добавил начальник отдела госветнадзора на госгранице РФ и транспорте омского Россельхознадзора Алексей ХАРИН.
Борьбу с некачественными продуктами на полках в магазинах ведет и омский Роспотребнадзор. В целом, по данным ведомства, за 2016 год таких товаров в регионе было 1,8%, что значительно ниже общероссийского показателя. К сожалению, по словам его специалистов, рядовому покупателю определить по вкусу, добавлен ли в молоко растительный жир или оно разведено из сухого, невозможно. И даже цена на продукт вовсе не является гарантом качества.
– Мы должны рано или поздно прийти к тому, что производители будут доносить до покупателей, с использованием какого сырья произведен товар. Чтобы у человека был выбор – покупать его или нет. Но сегодня не все готовы это делать, – резюмировал Константин Цыпленков.
|