С нового года на рынке пассажирских перевозок ожидаются существенные перемены. Катализатором новшеств стал федеральный закон № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа…», принятый летом этого года. Государство решило вмешаться и навести порядок в этом бизнесе, где бардака было, пожалуй, больше, чем во всех остальных транспортных отраслях. Основная задача – выстроить единый рынок межмуниципальных и муниципальных перевозок с жестким государственным контролем за безопасностью и качеством работы в этой сфере.
Не секрет, что серия крупных аварий, в том числе в Омской области, с автобусами, маршрутками, в которых погибли десятки людей, форсировала принятие этого закона. От камня, брошенного в воду, пошли круги. И теперь на региональном уровне разрабатываются законодательные акты, регламентирующие рынок пассажирских перевозок на местах. В Омской области этот законопроект принят к рассмотрению региональным парламентом в конце октября.
Наиболее актуальные аспекты, планируемые изменения в работе пассажирского транспорта рассмотрены на круглом столе, организованном областным минпромом, где также прошел ряд рабочих встреч с перевозчиками, в профильном комитете в ЗС. Вопросы безопасности перевозок и повышения эффективности работы транспорта поднимались также на встрече губернатора Виктора Назарова с профсоюзными активистами транспортных организаций. Ожидается, что уже 19 ноября Законодательное собрание примет новый закон, во многом меняющий правила игры на рынке перевозок пассажиров и багажа в регионе.
Одно из новшеств в том, что значительная часть полномочий по организации работы пассажирского транспорта будет передана муниципалитетам. Резон простой: на местах виднее, как организовать работу перевозчиков, в том числе сформировать маршруты, графики движения и т.д. Но это палка о двух концах. Есть риск, что возникнет разрыв между полномочиями и финансированием. Представители муниципальных транспортных предприятий опасаются, что новая система субсидирования пассажирских перевозок может дать сбой. Своих средств органам местного самоуправления по определению не хватит на субсидирование перевозок, а региональные транши, через тот же минпром, сначала уйдут в региональный бюджет, где их распределят между перевозчиками. Путь более долгий. К тому же кто-то может пролететь мимо субсидий.
В связи с этим ожидаются изменения, причем довольно существенные, в порядке оплаты и ценах за проезд. Новые законодательные нормы требуют внедрения дифференцированной системы тарифообразования. Появятся субсидируемые и несубсидируемые маршруты. Собственно, такой порядок уже опробован в районах области. По словам министра промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области Виктора Белова, в разных районах могут быть разные тарифы на перевозки из расчета стоимости 1 км пути. Кроме того, тарифы могут быть регулируемыми – по социальным ценам и не на самых выгодных маршрутах, требующих бюджетного субсидирования. Эти тарифы утверждаются РЭК или муниципалитетом.
При выборе нерегулируемого тарифа рассчитывать на субсидию не приходится. При этом варианте у перевозчика намного больше самостоятельности, в том числе при определении маршрута, стоимости проезда. Но власти обещают, что большого разрыва в цене не будет. Так или иначе, все тарифы будут согласовываться с муниципалитетами. Зато у пассажира будет выбор: ждать рейсового автобуса или добраться до места быстрее, но дороже. Изменится в принципе и система маршрутных сетей. Например, с 2017 года исчезнут пригородные маршруты. Точнее, они будут переформатированы. По новому закону останутся только муниципальные и межмуниципальные маршруты. Планируется создать базовую сеть, для каждого муниципального образования будет свой реестр маршрутов.
Новый закон должен вытеснить с рынка нелегальных перевозчиков. Все, кто хочет работать в этой сфере, пройдут через конкурс. Перевозчики – как транспортные компании, так и индивидуальные предприниматели – должны отвечать целому ряду требований. Будет оцениваться не только опыт работы, факты ДТП и т.д., но и состояние транспорта, вплоть до условий для перевозки инвалидов. Кроме того, машины должны быть оснащены оборудованием для передачи региональной навигационно-информационной системе сведений о местонахождении автобуса, о прохождении медосмотра водителем и т.д. Но, пожалуй, самым строгим контролером станет Управление государственного автодорожного надзора по Омской области (УГАДН), инспекторы которого будут следить за соблюдением правил перевозок пассажиров непосредственно на маршрутах.
*
|