Нельзя считать случайностью, что даже один из главных творцов версальской системы, Жорж Клемансо, проявлял колебания по вопросу о полном разоружении германской армии, полагая, что она еще может оказаться полезной в борьбе с большевиками. Не меньшую «предусмотрительность» демонстрировали в этом отношении и другие версальские «миротворцы», такие, как президент США Вильсон и английский премьер-министр Ллойд Джордж.
Победа Великого Октября вызвала целую серию попыток вооруженной интервенции против молодого Советского государства. «Поход 14 государств» против Советской России выражал самую сущность отношения мировой империалистической буржуазии к победившей в России социалистической революции. Следует также учесть, что навязанный Советской России еще до окончания первой мировой войны германским милитаризмом грабительский Брестский мир сделал Германию самым активным участником всех наиболее агрессивных действий, направленных против первого в мире пролетарского государства.
И хотя Германия после своего военного поражения и Ноябрьской революции 1918 г. вынуждена была вывести свои войска с Советской территории, она сохраняла среди империалистических держав репутацию весьма эффективной силы, способной участвовать в спасении капиталистического мира от «большевистской опасности».
Под маской «защитника мира»
Когда 12 сентября 1938 г. Гитлер в своей подстрекательской речи на съезде нацистской партии в Нюрнберге, призвал генлейновцев к вооруженным путчистским выступлениям против чехословацких властей, во многих пунктах чешских пограничных областей произошли террористические вылазки генлейновцев. Чехословацкое правительство на это ответило запрещением деятельности су детонемецкой партии, введением осадного положения в некоторых районах, а также направило воинские части в места наибольшего распространения провокаций.
Эти меры тотчас же привели к восстановлению порядка и спокойствия в пограничных районах.
Под маской «защитника мира» тогда наиболее усердно выступал британский премьер-министр Чемберлен, предложивший Гитлеру помощь в решении чехословацкого вопроса. На встрече с Гитлером 15 сентября 1938 г. в Берхтесгадене он выразил согласие с его требованиями о передаче фашистской Германии той части территории Чехословакии, на которой проживало более 50% немецкого населения (т. е. чехословацких граждан, заявивших о своей принадлежности к германской или австрийской нации. — В. П. ).
|