События, уроки, последствия, мужественной борьбы народов против фашизма получили и продолжают получать отражение в художественной литературе, публицистике, изобразительном искусстве. Люди вновь и вновь обращаются к истории, опыту, урокам минувшей войны еще и потому, что империализм, который уже дважды в XX столетии развязывал мировые войны, развязал бы и третью, не будь перед ним военного, экономического и политического могущества Советского Союза, всех стран социалистического содружества.
В этих условиях напоминать об исходе крупнейшего военного столкновения с ударными силами империализма — значит сегодня предостерегать тех, кто хочет решать противоречия и споры между государствами на полях битв, а не за столом переговоров.
Война с германским фашизмом была самой тяйсеЛ6йу самой разрушительной и кровопролитной из всех Btifttt, какие пришлось пережить Стране Советов.
Исторйя не знала столь дикого варварства и жестокости, какие с первых же дней после вероломного нападения на СССР начали творить на советской земле гитлеровские головорезы, такой звериной ненависти, какую проявили нацисты к общественному строю, культуре, традициям й законам нашей Родины.
Маршал Советского Союза В. И. Чуйков
17 сентября 1939 г. советские войска вступили на территорию Западной Украины и Западной Белоруссии, чтобы освободить население отторгнутых от Советской России и присоединенных к буржуазно-помещичьей Польше в 1920 г. областей. Очевидец и активный участник этого освободительного похода советских войск в сентябре 1939 г. Маршал Советского Союза В. И. Чуйков вспоминает: «По войскам был отдан приказ войти на территорию Западной Белоруссии и Западной Украины, чтобы спасти от гитлеровской оккупации родственные нам белорусский и украинский народы. Я командовал 4й армией, которая должна была продвинуться до Бреста.
Этот поход ничего общего с военными действиями не имел. Население Западной Белоруссии и Западной Украины встречало нас с ликованием и радостью.
Тапки и автомашины буквально осыпались цветами. После начала второй мировой войны ЦК ВКП (б) и Советское правительство во внешнеполитической деятельности исходили из неизбежности столкновения с фашистской Германией как наиболее реакционной силой, когда-либо возникавшей в недрах империализма.
В Москве реально представляли природу фашизма, безграничный размах его агрессивных притязаний.
В частности, сообщая в Вашингтон содержание беседы английского посла Крип пса с И. В. Сталиным 21 сентября 1940 г., американский посол Л. Штейнгардт писал: «Сталин дал совершенно ясно понять, что его настоящая политика имеет целью избежать вовлечения Советского Союза в войну и особенно избежать конфликта с германской армией.
|