Поправки к действующему закону помогут остановить беспредел на строительном рынке. Соответствующий проект уже передали в Госдуму. Чем все это грозит омичам и к чему им готовиться, выяснял обозреватель «Вечёрки».
Обещанного три года ждут?
Участие в долевом строительстве больше похоже на лотерею. Попадется честный застройщик – будет жилье, а тем, кто нарвался на жуликов, можно лишь посочувствовать. Как, например, омичам, которые в свое время связались с ЖСК «Центральный-1».
В этот жилищно-строительный кооператив омичи отдавали последнее. Взамен доверчивым людям обещали квартиры в новой многоэтажке. В той самой, которая должна была вырасти на участке улица Масленникова – 6-я Линия – Маяковского – 8-я Линия.
Но обещанного жилья люди так и не дождались. Ни через год, ни через два, ни через три. Строить дом никто и не думал, а деньги обманутых дольщиков – 82 миллиона рублей – растаяли в воздухе. Как пояснили в прокуратуре Омской области, на финансирование стройки руководители ЖСК «Центральный-1» не перечислили ни копейки. Дольщики остались без денег и без квартир.
В похожую ситуацию попали и те, кто еще в нулевые вложился в строительство нескольких многоэтажек на улице Малиновского. Эти дома обязалось построить ООО «ПКФ «СМУ-1 КПД», но выполнять обещания там не спешили. Кончилось тем, что в декабре 2009 года экс-директора общества Юрия Заборовского арестовали по решению Куйбышевского суда. Бизнесмену инкриминировали хищение средств 400 дольщиков и преднамеренное банкротство.
В подобных этому случаях у дольщиков остается единственная надежда – на местные власти. С их помощью некоторые многоэтажки все же достраивают.
– Лишь в прошлом году были сданы в эксплуатацию два проблемных дома, – рассказал заместитель министра строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области Евгений СКРУДЗИН. – Один из них расположен по адресу: Октябрьская, 157. В нем получили квартиры 127 семей. Еще один дом находится в жилом парке «Врубелево».
Всего же с 2012 года введено в эксплуатацию 19 таких многоэтажек. Свои квартиры в них получили две тысячи человек, обманутые застройщиками. При этом в Омске осталось еще более 20 проблемных домов, которые нужно достроить. А чтобы застройщики снова не кинули граждан, необходимы поправки к закону.
Святее папы римского
Сейчас отношения между застройщиками и дольщиками регулирует Федеральный закон № 214 о долевом строительстве. Принимая его, специалисты надеялись защитить честных граждан от жуликов. Вышло, как уже говорилось, не очень.
Чтобы закрыть все лазейки в законе, нужны поправки. Соответствующий проект, еще раз напомним, передали в Госдуму. Главная цель – сделать прозрачной работу застройщиков и снять с повестки дня проблему обманутых дольщиков. Способов для этого много.
– В частности, застройщик будет обязан вести собственный сайт, – пояснил Евгений Скрудзин. – Зачем? Чтобы размещать на нем информацию, необходимую для контроля за соблюдением сроков строительства и целевым расходованием средств дольщиков.
Причем абы кому их теперь не доверят. Готовящиеся к ликвидации или к банкротству компании, а также организации, числящиеся в реестре недобросовестных застройщиков, о работе со средствами дольщиков могут забыть навсегда.
Руководители и главные бухгалтеры компаний-застройщиков тоже должны быть вне подозрений. Если у этих людей есть судимость за экономические преступления, то заниматься долевым строительством им уже не позволят.
Как, впрочем, и тем, у кого нет на счету миллиарда.
Доверяй, но проверяй
Раньше застройщики возводили дома на средства дольщиков. Какие-то многоэтажки достраивали, какие-то – нет, а денежки вдруг исчезали. Поправки в закон должны изменить ситуацию.
Теперь застройщик средств дольщиков не увидит, пока не возведет дом. Делать это придется за собственный счет. Деньги же граждан будут храниться на эскроу-счетах в проверенных банках, которые станут отслеживать ход работ. Построил – получи, и никак иначе. Собрать миллионы и сбежать за границу уже не получится.
Кроме мошенников, от средств дольщиков отсекут нищих. Поправки в законе устанавливают для застройщиков определенный порог капитала. То есть компании, у которых в кармане – вошь на аркане, к долевому строительству допускаться не будут. Чтобы распоряжаться чужими деньгами, нужно сперва заработать свои. Но какой должен быть минимум?
Рассчитать его не так уж и сложно. Для этого надо умножить среднюю стоимость квадратного метра в многоэтажке на общую площадь жилых помещений. Пять процентов от полученной сумы и есть минимальный порог собственного капитала застройщика. Второй вариант – найти поручителя, который даст миллиард. Рублей, конечно, не долларов, и это – нижняя планка.
Ожидается, что вышеперечисленные поправки в закон о дольщиках депутаты Госдумы примут весной. Впрочем, это не значит, что изменения сразу же заработают. Как оказалось, дело это не быстрое.
– Новые требования будут вводить поэтапно,– прокомментировал замминистра строительства. – Например, изменения в порядок привлечения денежных средств участников долевого строительства могут вступить в силу лишь во втором полугодии.
Зато требования об информационной открытости компаний-застройщиков включат в самую первую очередь. Однако поправки к закону о дольщиках пришлись по вкусу не всем.
Некоторые, к примеру, считают, что из-за них с рынка долевого строительства уйдет едва ли не половина участников. Причина проста – у них нет того самого миллиарда, не заработали. В связи с этим скептики пророчат нашествие в регионы варягов. Например москвичей, у которых с деньгами давно уже все в порядке.
Но простым омичам все равно, кто будет строить им дома. Главное, чтобы не обманули. Если поправки в закон заработают, дольщики будут рады. Хотя бы тому, что уйдут с рынка те, кто не планирует ничего строить, а хочет собрать мешок денег и скрыться с ним где-нибудь на Канарах.
**
|