Зима, как всегда, подкрадывается незаметно. Но вы, наперекор природе, решили ездить на машине круглый год. Осенне-зимний период - самый опасный, тяжелый и мучительный как для автомобиля, так и для его владельца. Эксплуатация машин в зимних условиях затрудняется из-за низких температур воздуха, а также сокращения светлого времени суток. Чтобы войти в зиму во всеоружии, самое время вспомнить об особенностях зимней эксплуатации автомобиля. Приведенные советы относятся в равной степени ко всем машинам, независимо
от происхождения
Аккумулятор
Аккумулятор - то устройство, на которое, подчас, буквально "молятся" автолюбители зимой. Именно от него в значительной степени зависит, заведется автомобиль или нет. Перед зимним сезоном аккумулятор следует очистить от накопившейся на его поверхности грязи и кислотных выбросов. Батарею перед эксплуатацией зимой нужно как следует зарядить в стационарных условиях.
Каким бы аккумулятор ни был хорошим, больше 15 секунд "гонять" стартер не рекомендуется. После первой попытки следует дать машине отдохнуть с минутку, а затем повторить операцию. Но в любом случае больше трех-четырех попыток делать не рекомендуется, иначе аккумулятор можно посадить.
Моторное масло
Если подходит срок менять моторное масло - то в преддверии зимы это сделать "самое время". Следует поменять также фильтр и, желательно, свечи. Последние, по крайней мере, надо вывернуть и осмотреть на предмет образования подозрительного нагара или оплавления электродов.
Нормальная вязкость масла для зимней эксплуатации 10 W . Для энтузиастов - 5 W или даже 0 W . Вопрос о том, что заливать - синтетику, полусинтетику или минералку - вечен. Это зависит от автомобиля и, по большому счету, личное дело каждого. Хотя, если позволяют средства, "в зиму" при замене масла лучше перейти на "ступеньку" выше - с минерального на полусинтетическое, а с полусинтетики на чистую синтетику. (В последнем случае следует помнить, что если движок старый, то синтетическое масло может "убегать".) О трансмиссионном масле, кстати, мы тоже не должны забывать.
Охлаждающая жидкость
Чем чаще в двигателе будет меняться охлаждающая жидкость, тем чище, а значит, и эффективней, будет система охлаждения.
Какую охлаждающую жидкость выбрать? Отечественный тосол или импортный антифриз? Это, скорее, философский вопрос. Все они, и отечественные, и импортные, пока прозрачные и не сильно разбавлены водой, - успешно справляются со своими обязанностями. Каждый придерживается своего мнения, но все сходятся в очевидном: некачественный антифриз - это отрава для двигателя вашего автомобиля. К сожалению, охлаждающая жидкость - это один из тех продуктов, качество которых нельзя определить при покупке. Негативные стороны могут вскрыться в процессе использования. При покупке дорогого антифриза в крупных магазинах вероятность того, что вам подсунут подделку, заметно ниже - магазины дорожат репутацией. В любом случае, следует внимательно изучить упаковку (тару) и узнать у продавца, есть ли у данного средства гигиеническое заключение и сертификат качества ИСО-9000. "Антифризы бывают разные: зеленые, синие, красные...",- гласит несколько перефразированный хит из недавнего прошлого и народный опыт. Отталкиваться можно от того, какого "колора" у вас был прежний - тот и брать надо. Разумеется, если у вас к нему не было претензий.
Шины
Какие шины лучше использовать зимой? Это уже поистине "набивший оскомину" вопрос. Правильный ответ: только зимние. Не надо экономить на своей и чужой безопасности. Шипованные или нет - не так уж важно. Если большая часть ваших разъездов пролегает по асфальту - берите "липучки". Часто сталкиваетесь с проблемой катания по льду - тогда "шиповки". Подробно эта тема раскрыта в прошлом номере "АвтоОмска".
Замерзшие замки
В продаже сейчас полно эффективных и удобных средств борьбы с замерзанием замочных скважин, механизмов дверей и багажника автомобиля. Но можно найти способ и "похалявнее".
Сначала промойте замок несколькими граммами ацетона или спирта сильной струей из медицинского шприца. Затем смажьте узел, вдувая в скважину мелко истолченный грифель карандаша. Если же замок багажника не был подготовлен к зиме и намертво примерз, его можно отогреть автомобильным прикуривателем, прижав на некоторое время раскаленной спиралью к замочному цилиндру.
Мытье автомобиля
Не следует зимой мыть машину горячей водой со стиральным порошком. Разница температуры кузова и воды должна быть как можно меньшей. При резком нагревании металл и краска расширяются, причем металл - в большей степени. В результате на лакокрасочном покрытии образуются микронадрывы и микротрещины. Поначалу визуально они не видны. Однако влага проникает через микротрещины на кузов, образуя большое количество очагов коррозии. При этом ржавчина занимает больший объем, чем металл, в результате краска начинает пузыриться.
Еще больше ситуацию может усугубить использование стирального порошка. Щелочь при попадании в щели и трещины способна значительно ускорить коррозийные процессы - тем более что полностью смыть оную не получится. Вообще, в мытье авто не следует руководствоваться девизом "чем чаще, тем лучше" - слишком регулярно подвергать кузов испытаниям не рекомендуется.
Если же говорить о том, как надо самостоятельно мыть авто "в идеале", то необходимо использовать специальные автошампуни и периодически баловать "железного друга" защитными полиролями. К тому же стоит "автокосметика" просто копейки, в сравнении с реставрацией проржавевшего кузова.
Если автомобиль ночует на улице, избегайте мытья под вечер. Особенно опасно мыть колеса: ударивший мороз может намертво приварить тормозные накладки к дискам, и утром их потребуется отливать горячей водой. Если же вы все-таки помыли колеса, надо после этого обязательно минут 10-15 покататься на машине, несколько раз интенсивно затормозив, чтобы они как следует просушились.
"Номера"
На автомобильных номерных знаках, изготовленных из стали, после зимы может появиться ржавчина. Чтобы этого не произошло, раз в два года можно покрывать поверхность "номеров" нескольким слоями бесцветного водостойкого лака. В таком случае срок службы номерных знаков будет стремиться к бесконечности.
Ручной тормоз
В зимний период есть смысл пересмотреть привычку затягивать ручной тормоз при остановке или стоянке. Особенно это касается переднеприводных автомобилей. Снег или вода попадают на нагретые барабаны задних колес. Вследствие этого тормозные колодки могут примерзнуть к барабанам, и задние колеса не будут вращаться при трогании с места.
Бачок стеклоомывателя
Заливая в бачок стеклоомывателя концентрированную жидкость с температурой замерзания до -30°С, лучше (даже вопреки инструкции) не разводить ее водой. При езде встречный ветер добавляет холоду, и разбавленный препарат может замерзнуть на стекле тонким слоем льда. На более морозоустойчивые варианты (-50-60оС) разбавление водой в пропорциях, указанных в инструкции, практически не влияет.
Если вы решили сменить марку стеклоомывающей жидкости, то промывать бачок необязательно, но лучше слить остаток прежнего препарата или подождать, пока он закончится. Смешивать два средства с разными ароматическими присадками не рекомендуется - запах может получиться очень неприятный.
Кондиционер
Если вы - счастливый обладатель авто с "кондеем", то учтите, что зимой рекомендуется включать его хотя бы пару раз в месяц минут на 10-15 на полную мощность. Дело в том, что фреон, помимо прочего, является еще и неплохой смазкой для внутренней системы кондиционера, предотвращающей коррозию.
Коврики
Зимой в салоне лучше держать резиновые коврики с высокими бортиками. Тогда растаявший снег с обуви не растечется по покрытию пола. В противном случае оно всегда будет мокрым. Это не только повышенная влажность в салоне, но и реальная опасность коррозии пола кузова. Кстати, избавляться от грязи и воды, скопившейся в этих корытцах в результате нескольких поездок, тоже надо по-умному. Если вы станете выливать скопившуюся в них воду по окончании поездки - непременно зацепитесь и прольете ее на пол. Подождите до начала следующей поездки - за время стоянки вода частично испарится или замерзнет, и вам будет значительно легче. Чтобы и в ковриках не скапливалось слишком много воды, бросьте под ноги пару старых газет. Они отлично впитывают в себя влагу, а после поездки их легко выкинуть. Коврик будет сухой и чистый.
Аксессуары в багажнике
Всегда нелишне иметь в багажнике "джентльменский" технический набор. Пара перчаток, буксирный трос, хороший прикуриватель с проводами в силиконовой оплетке, маленькая лопатка и цепи противоскольжения - все эти "вещицы" занимают не много места, а в случае чего выручить в сложной дорожной обстановке смогут.
В тему
БЕЗ ПОДОГРЕВАТЕЛЯ - НИКУДА!
Пожалуй, главный дополнительный прибор, который желателен при зимней эксплуатации - предпусковой подогреватель. Поэтому есть смысл рассмотреть его преимущества и недостатки
Запуск мотора при температуре ниже -5о - серьезное испытание для силового агрегата. Дотошные западные ученые подсчитали, что каждый "холодный пуск" двигателя уменьшает ресурс мотора более чем на 400 километров. Несложно подсчитать, сколько ресурса теряет двигатель за каждую зиму. Типичная ситуация: владелец оставляет авто на ночь на стоянке возле дома, а то и вообще у подъезда. В случае с подогревателем, запрограммированный таймер утром, перед приходом хозяина, разогреет движок до рабочей температуры и водитель сядет в теплую машину с размороженными стеклами, "готовую к бою". Помимо комфорта, экономии времени и здоровья предпусковые подогреватели выгодны и с экономической точки зрения (начиная с бензина, сэкономленного на прогреве и заканчивая ремонтом изношенных деталей цилиндро-поршневой группы, масляного насоса и т. д). В качестве дополнительного "бонуса" - аспект, который, к сожалению, слабо заботит наших соотечественников - экологическая польза (создавая "дымовую завесу" при "холодном пуске" мы насыщаем воздух двора или гаража особенно вредными выхлопами).
Барьером для широкого распространения чудесной вещи под названием "предпусковой подогреватель" является его цена. 1-2 тыс. долларов - сумма, которую необходимо потратить на хороший автономный импортный прибор (Webasto, Eberspacher) - отсеивает владельцев отечественных и многих импортных автомобилей. Относительно недавно появились отечественные аналоги ("Теплостар" и др.) Стоимость системы с установкой - в пределах $500. Правда, найти такие приборы нелегко, да и опыт их эксплуатации не очень велик. Тем не менее можно сэкономить и побольше. Автономные предпусковые подогреватели, о которых рассказано выше, - так сказать, высшая ступень. Бывают и другие виды. Например, электрические подогреватели. Они питаются от сети 220 вольт. "Неавтономность" - единственный серьезный недостаток - розетка под рукой не у каждого. Зато достоинства - невысокая цена (около $100 за российский "аппарат"), богатый выбор и авторитет, завоеванный в наших самых "суровых" регионах.
Бывают еще и так называемые "термосы". Принцип работы прост: прогретая охлаждающая жидкость закачивается в специальную теплосберегающую емкость (до следующего пуска мотора). Работу всех узлов контролирует электронный блок управления. Перед пуском теплая "незамерзайка" впрыскивается в уже остывший движок, поднимая его температуру. Цена - на уровне $200. Недостаток - в том, что "термос" неэффективен при простое автомобиля более двух-трех суток.
Как бы то ни было - предпусковой подогреватель можно смело назвать одним из полезнейших нововведений автомобильного мира.
Максим СИБИН
|