Японская компания Kayaba Industry и ее европейское подразделение KYB Europe подали в Арбитражный суд Москвы иск о защите репутации к гражданину России Олегу Тихоненко. Тихоненко в 2008 г. получил в Роспатенте три патента на так называемые «полезные модели» амортизаторов – по сути, это усовершенствование уже существующих конструкций. «Я придумал, как улучшить демпфирующие свойства амортизаторов в 1994 г., но зарегистрировать смог только в 2008 г., – объясняет Тихоненко. – Суть изобретения в том, что амортизаторы лучше «держат на пробой». Тихоненко обратился с жалобой в правоохранительные органы, утверждая, что его изобретение используется в большинстве импортных амортизаторов. Сумму убытков, которые ему нанесла только Kayaba за два года (начиная с подачи заявки в 2006 г.), он оценил в $30-32 млн. Тихоненко считает, что российский рынок амортизаторов составляет $4 млрд. в год, его крупнейшие игроки – германская ZF с долей в 35%, Kayaba – 30%, американская Monroe – 15% и германская Bilstein – 10%. Тихоненко рассказывает, что, получив патенты, разослал уведомления в 49 компаний, занимающихся продажами амортизаторов, что те нарушают его права, и предложил урегулировать ситуацию. Никто из адресатов на предложение Тихоненко не отреагировал, поэтому в октябре 2008 г. он написал письмо на имя и. о. начальника департамента охраны общественного порядка МВД России Михаилу Артамошкину. После чего ГУВД Москвы провело контрольные закупки амортизаторов, Тихоненко передал их на экспертизу в Ростест и 30 декабря получил заключение, что в импортных образцах используется его запатентованная модель. Получив заключение Ростеста, Тихоненко в 2009 г. написал письмо замминистру МВД Евгению Школову. В апреле проверки продавцов амортизаторов прошли в Омске, Москве и Московской области. С 13 апреля на две недели на складе компании «Р-партс» были арестованы амортизаторы Kayaba. Kayaba 6 апреля подала возражение в Палату по патентным спорам (ППС) против выдачи патентов Тихоненко. А 14 апреля написала письмо в Генпрокуратуру с просьбой проверить обоснованность действий сотрудников БЭП ГУВД и законность обращений Тихоненко в правоохранительные органы. По мнению Kayaba, патент Тихоненко похож на опубликованный в США 16 декабря 1997 г. По заключению Государственного научного центра по автомобилестроению НАМИ, в амортизаторах KYB не используются полезные модели Тихоненко. Чем закончится спор пока не совсем ясно. Специалисты утверждают, что патенты на полезные модели легко аннулируются решением ППС – достаточно обоснованного возражения от компаний, чьи интересы нарушают патенты.
|