Как рассказали в региональном министерстве по делам молодежи, физической культуры и спорта, конкурс проходил в три этапа, первые два из которых проводились на базе детского оздоровительного лагеря Омской области «Березка», где специалистам нужно было представить визитку и защитить свою программу. Евгения Беспахотная, специалист детского оздоровительного лагеря «Березка», сумела пройти в финал и отправилась в «Артек».
Евгения представляла программу «Империя детства», которая заключается в том, чтобы создать с детьми особую атмосферу времен империи: отряды становятся губерниями, выбираются император и императрица, создаются особые законы.
– Конкуренция была большая, все участники очень достойные, поэтому я до последнего сомневалась, смогу ли я выиграть, – поделилась впечатлениями Евгения. – Победа для меня стала неожиданностью и огромной гордостью, поскольку соперники были по-настоящему сильные. За время проведения финала я не только защитила свой проект, но и успела многому научиться у других участников. Например, девушка из Москвы презентовала свою программу по работе с «солнечными» детьми.
**
Профессионал-невидимка
А в это время за кулисами будет твориться своё действо, которого не увидят зрители, но без него спектаклю не быть. И главный в этом действе – помощник режиссёра. О тонкостях этой профессии нам рассказала Наталья МЕСИНГЕР, в апреле получившая звание «Заслуженный деятель культуры Омской области» – первая и единственная из помощников режиссёра в Омске.
В лучшем виде
На помрежей не учат в колледжах и вузах. Этому можно научиться только в театре. Наталья, работающая в «Арлекине» еще с 80-х годов, попала сюда, что называется, с улицы. Сначала занималась реквизитом, потом заинтересовалась профессией помощника режиссера и постепенно ее освоила. И теперь без нее коллектив театра не мыслит своего существования: столько задач ей приходится выполнять, столько нюансов учитывать, за стольким следить…
– Некоторые думают, что помощник режиссера – это тот, кто репетирует спектакль с артистами после того, как режиссер его поставил. Но этим занимаются ассистенты режиссера, творческие люди, я же скорее технический специалист, – поясняет Наталья Месингер. – Режиссер сделал спектакль, сдал мне, и я должна вести его в таком виде, в каком он визуально поставлен, полностью отвечая за готовность спектакля к показу.
Не без экстрима
Строчка в театральной программке «Спектакль ведет…» – это как раз про помрежа. Вести спектакль – значит отвечать за монтирование декораций до поднятия занавеса и их смену после, за подготовку реквизита и кукол, за правильно выставленный свет и настроенные микрофоны, за своевременный выход актеров на сцену. А ведь есть еще и форс-мажоры: во время спектакля может сломаться кукла или декорация. О том, чтобы зритель этого не узнал, заботится помощник режиссера, в эту самую секунду бегающий за кулисами сломя голову в поисках художника-бутафора, способного починить поломку в экстренном режиме.
– В моей работе приходится быть и психологом, – улыбается Наталья. – У нас много монтировщиков, и к каждому нужен свой подход. Но спектакль должен идти так, как его поставил режиссер, и для этого каждый монтировщик должен понимать, что, когда и зачем он делает. Репертуар театра очень большой, и запутаться легко. Чтобы этого не произошло, нужен контроль: каждый элемент декорации крепится к своему штанкету (металлическая штанга над сценой. – Т.С.), который должен вовремя подняться и опуститься. Кроме того, часто бывает так, что монтировщик перед началом спектакля собирает часть масштабной декорации с одной стороны, а о второй стороне и представления не имеет: ее монтирует его коллега. И чтобы не возникало проблем и накладок, приходится каждому все разъяснять. Под вечер уже устаешь от разговоров…
Тайная метка
Есть у людей, работающих на сцене задолго до поднятия занавеса, свои профессиональные секреты. Например, таинственные полоски и крестики, начерченные мелом.
– Когда по ходу действия спектакля идут затемнение и смена декорации, в таких случаях и нужна разметка, – поясняет Наталья. – Крестики чертят, чтобы поставить в темноте декорацию на нужное место. Потому что в следующей сцене меняется свет и фонарь будет светить именно сюда. Это хитрости, которых зритель не знает, а для нас они важны, ведь мы работаем в команде и зависим друг от друга. Когда спектакль выставляется, сначала работают с декорациями монтировщики, потом идет реквизитор и раскладывает всех кукол и предметы на строго определенные места. После электрики ставят свет, затем настраивают микрофоны радисты. Все в четком порядке, и если одни затянут с установкой декорации, другие вовремя не успеют выставить свет. А я координирую весь процесс: стучу кулаком и слежу за временем.
На монтаж декораций спектакля, по словам Натальи, уходит минимум полчаса, а бывает, процесс длится и пять часов: все зависит от их сложности. Например, подготовка к спектаклю «Ворон» занимает десять часов. Из них пять часов уходит только на установку сложного света. В спектакле много мелких деталей декорации, и все надо поставить так, чтобы актеры не спотыкались.
А если спектакль проходит на чужой площадке во время гастролей и фестивалей, то это дополнительная нагрузка на всю постановочную часть, ведь параметры сцен могут очень сильно отличаться. И нужно сделать всё, чтобы художественное впечатление, производимое спектаклем, не пострадало. Конечно, готовя спектакль к поездке, о его адаптации начинает думать прежде всего заведующий постановочной частью. Но завпост только в исключительных случаях сам участвует в таких поездках, поэтому реализация измененного постановочного плана ложится на плечи помрежа: иногда какие-то особенности площадки становятся очевидны только по приезде. И тут приходится сообща искать нестандартный выход из сложившейся ситуации.
Но если поездки на гастроли и фестивали в жизни «Арлекина» случаются нечасто, то выезды со спектаклями в детские сады, школы – это обыденные, чуть ли не каждодневные события. Проведение выездных спектаклей для помрежа – зона возможных чрезвычайных происшествий: на выезде приходится выполнять и функции реквизитора, поэтому нужно быть особенно внимательным, чтобы группа взяла с собой всё необходимое для проведения спектакля.
Танцуют все!
В отличие от своих коллег в драматическом и музыкальном театрах, помощник режиссера в кукольном театре часто сам выходит на сцену во время театрального действия, но происходит это за театральной ширмой. В ширмовых спектаклях с тростевыми куклами он может помогать актеру в управлении куклой, совершая необходимое движение ее ручкой или ножкой, каким-то аксессуаром костюма, быть задействованным в появлении над ширмой кукол в массовых сценах или различных предметов (от кукольной мебели до посуды), непосредственно участвовать в перестановке декораций.
Кукольники считают, что помощь друг другу во время спектакля – это краеугольное понятие искусства кукольного театра, без которого его чудо было бы просто невозможно. Все задействованные в спектакле актеры постоянно помогают друг другу совершать кукольные трюки. В каком-то смысле помощник режиссёра в ширмовом спектакле – это ещё один артист, правда, всегда безмолвный. Вот почему к представителям этой профессии в театре кукол специфические требования: специалист должен не только хорошо чувствовать музыку, но и уметь ритмично двигаться и даже танцевать.
– Безусловно, каждый вид театра предъявляет к помощнику режиссера свои требования, и обязанности у специалистов этого профиля в драматическом и музыкальном театре, наверное, иные. Мне трудно об этом судить, ведь мой опыт работы связан только с «Арлекином». Но в театре кукол помощнику режиссера приходится отвечать за многое, – добавляет Наталья. – Хочу пожелать родному «Арлекину» в юбилей: оставайся таким, какой ты есть, продолжай радовать и удивлять зрителей.
***
|