Подарки не передаривают, зато их можно продать. Или, точнее, вернуть в магазин, где они были куплены, и потребовать деньги назад. Чтобы избавиться от ненужных вещей и заработать на этом, омичи пускаются во все тяжкие.
Коробейница поневоле
Семья у Ольги Ивановны не самая маленькая, одних только внуков штук пять. С одной стороны, это плюс: в праздники женщина получает много подарков, но вот с другой…
– В прошлом году мне подарили аж семь (!) электрических чайников, – рассказывает она. – Причем одной и той же модели.
В такой ситуации, пусть и масштабом поменьше, побывали, наверное, многие. Это в кино герои выбирают друг другу подарки едва ли не целый год, а в жизни все прозаичнее. Зашли в магазин, купили, что под руку подвернется, и в гости, на Новый год. Подворачиваются же чаще всего те же самые чайники и прочая бытовая техника. И куда потом, после праздника, все это богатство девать?
– Выбросить жалко, да и домочадцы обидятся, – вздыхает пенсионерка. – Передаривать тоже нельзя: плохая примета.
Подумав-поразмышляв, женщина отправилась в магазин, прихватив с собой чайники. Решила, что там она и подарки пристроит, и денежку заработает, что при ее небольшой пенсии тоже немаловажно.
Но фокус не удался.
Предновогодний мандраж
Сказать, что продавец удивился, когда Ольга Ивановна разложила перед ним свои чайники, – значит ничего не сказать. Но когда женщина предложила купить их, пояснив, что это подарки, глаза у бедняги и вовсе вылезли из орбит. Наверное, молодой был, неопытный. Тех, кто пережил за прилавком хотя бы один Новый год, такими сюрпризами не удивить.
Как, впрочем, и Евгения РАБИНОВИЧА, председателя областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит».
– Новый год еще не настал, а мы уже с содроганием ждем, когда он закончится, – говорит Евгений Яковлевич. – Почему? Да все потому, что к нам снова потянутся длинными караванами возмущенные покупатели, у которых не принимают подарки.
И зачастую вполне обоснованно, все по закону. Как пояснил Рабинович, существует целая группа товаров, которые не подлежат возврату или обмену на аналогичный товар. Например, трикотаж, лекарства, изделия из драгоценных металлов, товары бытовой химии, предметы личной гигиены, автомобили, гражданское оружие и технически сложные товары бытового назначения. В том числе и злополучные электрочайники, которые безуспешно пыталась сбыть с рук Ольга Ивановна.
Однако когда ей растолковали букву закона, женщина все поняла и уже не пыталась вернуть их в магазин. Но подобные объяснения доходят – увы! – не до всех. Некоторые из числа хитромудрых начинают искать обходные пути.
С отвёрткой наголо
Вечером купили баян, обмывали. Утром его решили вернуть, чтобы на эти деньги опохмелиться.
Хохма, конечно, не новая, но в жизни таких ситуаций не счесть. А если баян не берут продавцы, значит, его надо испортить. Вместо баяна можно подставить любой товар, приобретенный до праздника. Например, холодильник.
Он, как уже говорилось, возврату не подлежит, но – только целый, работающий. Другое дело, если владелец, приехав домой, вдруг обнаружит в нем недостатки. Тогда бракованный агрегат с чистой совестью можно сдать в магазин, и лучше – в течение гарантийного срока. Во всяком случае, так говорится в статье № 18 Закона о защите прав потребителей.
Читал ли этот закон Алексей, теперь уже не узнать. Зато известно, что купленный холодильник «Стинол» он решил вернуть в магазин в обмен на рубли. Легенда, что аппарат не прошел в дверь квартиры, не прокатила. Тогда Леха полез в кильдым за оружием – старой отверткой.
– Долго не думая, он устроил во внутренностях «Стинола» короткое замыкание, – вспоминает Евгений Яковлевич. – А потом сообщил продавцу, что во всем виноват фабричный дефект.
Мужчина настаивал, чтобы ему немедленно выдали деньги, потраченные на холодильник. Так, мол, и по закону, и по справедливости будет, да и страдающая душа успокоится. В магазине вроде бы не отказывались удовлетворить это требование, но и платить не спешили. Вместо этого провели экспертизу, результаты которой хитромудрого покупателя не обрадовали. Травмы, несовместимые с жизнью, бедняге «Стинолу» нанес сам хозяин – вынесли свой вердикт опытные эксперты. Стоит ли удивляться, что в денежной компенсации ему отказали?
Но не для всех омичей попытка вернуть ненужный подарок в торговую сеть так печально заканчивается. Если знать пару-тройку секретов, получить деньги у продавцов все-таки можно.
Следы бурной ночи
Если приставить к виску продавца пистолет, он, скорее всего, обменяет товар на рубли. Да что там – даже свои кровные деньги отдаст, лишь бы столь настойчивый покупатель ушел. Правда, истратить полученные таким образом средства он уже не успеет, а в камере магазинов не будет. Но есть и другой вариант, совершенно законный.
– В статье № 25 Закона о защите прав потребителей сказано, что каждый имеет полное право обменять товар, не подошедший, к примеру, по цвету или размеру, – раскрывает «военную тайну» председатель областной общественной организации «Омский союз потребителей «Щит». – Если, конечно, он не входит в тот черный список, о котором мы уже говорили.
К примеру, шубку, подаренную мужем на Новый год, после праздников можно будет вернуть в магазин. Баян, кстати, тоже. Самое главное – не потерять чек. Впрочем, и в этом случае остается лазейка – вместо товарного чека разрешается предъявить продавцу двух свидетелей. Тех самых, которые подтвердят, что товар куплен именно у него.
– При этом стоит запомнить, что обмениваются лишь товары, не бывшие в употреблении, – предупреждает Евгений Рабинович. – Также на них должны быть сохранены все товарные ярлыки.
То есть погулять от души и покрасоваться перед подругами в подаренной шубке законом не запрещается. Но в сей бочке меда есть своя ложка дегтя: после праздников поношенную обновку в магазин вряд ли примут. Впрочем, если на шубке нет следов бурной ночи и не сорван ярлык, то шанс вернуть потраченные на нее деньги все-таки есть. Причем в полном объеме.
Только вот мужа это вряд ли обрадует. Кому же понравится, когда сделанный от чистого сердца подарок после праздников отнесут в магазин?
*
|