Учась в школе, я, как и большинство моих сверстников, постоянно участвовала в олимпиадах, конкурсах, турнирах, конференциях, но никогда не задумывалась: зачем они нужны? Сейчас понимаю, что участие в такого рода соревнованиях – это прежде всего саморазвитие и самообразование, расширение кругозора в разных направлениях, получение более глубоких знаний по интересующему предмету. Чтобы победить или хотя бы занять призовое место, школьных знаний недостаточно. Готовясь к очередной олимпиаде, ребенок ищет дополнительную информацию, изучает внепрограммную литературу, посещает факультативные занятия, получает новые знания и умения. Кроме того, надо признать, получать грамоты и дипломы, побеждая в престижных конкурсах, весьма приятно – это существенно повышает самооценку и стимулирует к дальнейшему развитию.
– С самого детства ребенку необходимы соревнования, в том числе интеллектуальные, – говорит директор образовательного центра «Перспектива» Валерий ГАГАРИН. – Они его ориентируют в жизни, помогают определить свое положение в интеллектуальном пространстве, направление движения, понять, какие области его больше привлекают. Главное в нашей работе – пробудить в ребенке тягу к познанию и сделать познание естественным для человека процессом в течение всей жизни.
Школьные интеллектуальные соревнования могут стать неплохим подспорьем в будущем. Так, победители Всероссийской олимпиады школьников автоматически, без экзаменов, получают 100 баллов по ЕГЭ и поступают в профильный вуз. Увесистое портфолио ученика, содержащее дипломы победителя не таких крупных конкурсов, даст дополнительные баллы при поступлении. Однако нередко это играет с ребенком злую шутку: школьник начинает работать не на развитие, а исключительно на результат.
Участие учеников в олимпиадах и конкурсах выгодно и школе. В идеале подобные соревнования позволяют учителям реализоваться как профессионалам, увидеть в ребенке результат своей работы, выявить талантливых и способных детей. Но, кроме этого, высокие результаты участия в олимпиадах повышают рейтинг образовательного учреждения, а учитель получает поощрение. Такая система вызывает у педагогов соблазн смошенничать – например, решить задания заочного тура за учеников или передать им ответы.
– Портфолио и поощрение учителей и учеников играют неоднозначную роль, происходит подмена ценностей, – считает Валерий Гагарин. – Я бы запретил награждать учителей за победы их учеников в подобного рода турнирах и конкурсах класса до восьмого-девятого. До этого времени учителю нужна свобода развивать ребенка и ребенку нужна свобода развиваться. А вот к девятому классу учитель уже чему-то научил ребенка и может это показать.
С этой точки зрения более надежными выглядят очные конкурсы и интеллектуальные игры, где исключено заучивание ответов или участие педагогов и родителей.
Еще один спорный момент – платные олимпиады. Сегодня в Омске проводятся сотни интеллектуальных конкурсов. Часть из них – бесплатные. Их организовывают своими силами учителя или бюджетные образовательные центры при поддержке спонсоров и социальных партнеров. Но большинство – платные, их готовят частные образовательные организации. В среднем участие в одном таком турнире стоит около ста рублей.
– Составление хорошего пакета заданий – это труд, и он стоит дорого, – поясняет учитель информатики, директор Омской школы программиста Сергей САВЧЕНКО.
Несмотря на то что участие в олимпиадах – добровольное, многие родители считают, что с них просто тянут деньги: практически ежемесячно учителя предлагают список школьных конкурсов. Родители и не против бы отдать энную сумму за участие в них ребенка, но как определить полезность того или иного турнира?
– Ежегодно мы формируем календарь конкурсов, конференций, олимпиад, – рассказывает руководитель сектора учебно-методического обеспечения департамента образования администрации Омска Ольга ШАБАЛИНА. – В этом году в нем значится 143 мероприятия. Те конкурсы, которые поддерживает департамент образования, мы отсматриваем. Эти конкурсы интересны, востребованы у детей. Мы сами участвовали в них в качестве членов жюри. И эту информацию мы доносим до образовательных учреждений. Но частная образовательная организация может выйти и напрямую в школу.
Специалисты советуют родителям не отстраняться от учебного процесса. Прежде чем отдать деньги за участие ребенка в школьном конкурсе, нужно понять, кому это прежде всего выгодно и интересно: школьнику, учителю или самому родителю для удовлетворения своих амбиций? Не стоит ради портфолио решать конкурсные задания за ребенка, но и не следует отказывать ему в помощи – некоторые задания ориентированы на взаимодействие ребенка и родителей и требуют участия взрослых. И не надо расстраиваться, если не удалось дать 100% правильных ответов – организаторы поясняют, что составляют пакет заданий таким образом, чтобы все задачи не удалось решить никому, иначе невозможно будет определить победителя и распределить места.
МНЕНИЕ
Екатерина, мама первоклассника:
– Просто чудо, что до сих пор уцелели школьные конкурсы и олимпиады, участие в которых является бесплатным. Ведь сколько талантливых и даже гениальных детей воспитывается в малообеспеченных семьях. Да и в семьях далеко не бедных не всегда готовы платить за развитие ребенка даже 100 рублей в месяц, лишний раз вспоминая про «бесплатность» школьного образования. Спасибо педагогам-альтруистам, которые все еще стремятся придумывать что-то новое и интересное для детей, что называется, на общественных началах.
Но очень хочется, чтобы все эти конкурсы были очными, то есть ребенок сам принимал бы в них участие, играя, размышляя и соревнуясь со сверстниками. Показывал бы реальные знания или хотя бы желание их получить. Только постоянное соревнование заставляет не то что детей – даже взрослых – учиться, совершенствоваться, добиваться лучших результатов. Когда конкурс проходит заочно, ребенок отвечает на вопросы дома, часто с помощью родителей и интернета. А потом получает грамоту за первое место и бережно вкладывает ее в заветную папочку – портфолио.
Больше грамот и дипломов – талантливее ребенок. Так, похоже, рассуждают и в Министерстве образования России, спустившем на головы учителей обязанность завести на каждого ученика дело-портфолио. И многих родителей такая позиция вполне устраивает, вот и берутся за все без разбора конкурсы, которые можно сделать, вообще не привлекая к работе ребенка. Лишь бы грамотка была. В итоге уже к четвертому классу это самое, прости господи, портфолио становится неподъемным кирпичом, свидетельствующим о заботе родителей о светлом будущем их чада.
Да бог с ним, с портфолио – убивает повсеместная показуха в образовании. Детей в первом классе заставляют делать проекты-презентации с выдвижением гипотез, постановкой целей и задач исследования. А в третьем, вероятно, будем кандидатскую защищать… В общем, держитесь, дети, скоро лето!
**
|