Информационно экономический канал Омской области
Пятница, 29.03.2024, 02:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Автомобильное зеркало с регистратором

Рекомендуем
Материалов за текущий период нет.
Статистика
Яндекс.Метрика Индекс цитирования

Статьи

Главная » Статьи » Публикации » Новости

Юрий ГЛЕБОВ: «Я был доступный руководитель»Редакция газеты начинает проект, посвящённый 300-летию Омска, в рамках которого мы расскажем о выдающихся людях нашего города.

В Омске есть несколько человек, чьи имена при жизни прочно вплетены в историю города. Юрий Яковлевич Глебов – один из них. Если проехать по Омску, вытянувшемуся вдоль Иртыша, от нефтезавода до железнодорожного вокзала, увидим десятки объектов, возведенных строителем Глебовым, построенных по инициативе, под руководством мэра Глебова. Не случайно в длинном перечне регалий Юрия Глебова всегда рядом стоят звания «Почетный гражданин Омска» и «Заслуженный строитель России». Недавно Юрий Яковлевич отметил 86-й день рождения. С Юрием Глебовым встретился обозреватель «Вечернего Омска».

Предприятия работали на Омск

– Юрий Яковлевич, знаю, что вы в курсе как актуальных городских проблем, так и резонансных тем, волнующих жителей всей страны, часто выступаете в печати с острыми статьями по широкому кругу вопросов. Нынешней весной, бесспорно, самой горячей темой стали дороги, качество которых и в прежние годы часто критиковалось. А как решались, например, те же дорожные проблемы раньше? Какие вопросы были головной болью председателя горисполкома Омска Глебова?

– Нельзя сказать, что какая-то отдельная проблема была головной болью. Как правило, приходилось решать комплекс вопросов, связанных с жизнеобеспечением города, с жизнью людей. Эти вопросы не кончаются, это постоянная, достаточно тяжелая, отнимающая много времени и сил работа. Помню, в городе, еще до моего прихода в горисполком, практически перестали строить детсады, считая, что мест в дошкольных учреждениях хватит на всех с запасом. Но через некоторое время очереди в детсады выросли многократно. Нам пришлось бросить все силы на решение этой проблемы. Строили по 16 детских садиков в год. Тогда мы справились с этой задачей. Примерно такая же сложная ситуация была со школами. Мы вводили каждый год по 5–6 школ. Большие проблемы были с инженерными коммуникациями, их катастрофически не хватало. Та инженерная инфраструктура города, которую мы сделали тогда, работает до сих пор. И, конечно, дороги, ремонту и строительству которых всегда уделяли много внимания. Приходилось ежедневно заниматься большим комплексом городских вопросов, и мы решали их довольно успешно. Что касается дорог, то локально, ремонтируя заплатками участки магистралей, эту проблему не решить. Нужно разработать комплексную схему развития дорожной сети на уровне генплана.

– Сейчас решение многих вопросов тормозится из-за дефицита бюджетных средств. Наверняка и в годы плановой экономики, когда вы возглавляли исполнительную власть (1982–1990) в Омске, приходилось сталкиваться с финансовыми проблемами. Как вы их решали, где вы брали деньги на реализацию городских проектов?

– В то время многие вопросы в городе решались благодаря отраслевому финансированию. И город развивался во многом за счет промышленных предприятий, которые и сами немало строили. Но это не значит, что деньги с неба сыпались. Мы тоже защищали городской бюджет, в облисполкоме часто спорили, ругались, доказывали, но никогда не ссорились. Непросто было работать и с отраслевыми министерствами. Мне нередко приходилось выезжать в Москву, ходить по министерствам, договариваться об участии предприятий в строительстве моста, школ, других объектов в Омске. Например, строительство моста в Советском округе завод пластмасс профинансировал. И нередко в этих переговорах в столичных министерствах помогало руководство облисполкома. Да и сами отраслевые министры бывали в Омске гораздо чаще, чем сейчас, приезжали несколько раз в год. Причем приезжали, как правило, со своими заместителями, специалистами по строительству. На месте рассматривались и решались важные вопросы, как со своими предприятиями, так и с городом, помогая ему в решении важных задач.

– Насколько мне известно, предприятия тогда и жилье строили для своих работников?

– Строительство жилья велось как хозспособом, так и с помощью долевого участия, которое проходило через УКС горисполкома. По линии местных советов выделялись не очень большие деньги, в основном на развитие социальной сферы, инженерной инфраструктуры. При строительстве жилья с помощью предприятий УКС, выступавший заказчиком, получал для города 10 процентов квартир. Это позволяло сносить ветхое жилье, освобождая площадки для нового строительства. По этой схеме, например, мы построили два микрорайона – «Куйбышевский-1» и «Куйбышевский-2» с полным комплексом социального обеспечения: школы, детсады, магазины, предприятия бытового обслуживания. Много жилья предприятия строили самостоятельно, хозспособом. Сейчас, к сожалению, роль промышленных предприятий в развитии города, социальной, транспортной, инженерной инфраструктурой которого они пользуются, существенно сократилась. К тому же некоторые из них зарегистрированы в других регионах, куда уходит большая часть налогов. Думаю, это несправедливо. Отношения с промышленными предприятиями должны строиться на конструктивной и взаимовыгодной основе. На мой взгляд, удачный опыт взаимоотношений региона с отраслевыми министерствами, который был наработан в те годы, мог бы пригодиться и сейчас.

Дворец замаскировали под школу

– На мой взгляд, и схема межбюджетного распределения средств могла быть более справедливой по отношению к муниципальным образованиям. У города, где собирается львиная доля налогов, нищий бюджет, которого не хватает на решение всех проблем. В чем причина такого положения местного самоуправления?

– Провозгласили местное самоуправление, но до конца дело не довели. Какое может быть самоуправление, если городу приходится ходить с протянутой рукой, потому что муниципальная казна во многом зависит от регионального бюджета. А когда у области, как случилось при Леониде Константиновиче (экс-губернатор Л.К. Полежаев. – А.К.), были, мягко говоря, натянутые отношения с руководством города, это сказалось и на финансовом положении областного центра. Давали по остаточному принципу. Формирование регионального бюджета также во многом зависит от федеральных трансфертов. Не раз поднимался вопрос о том, что нельзя все деньги отправлять в Москву, а потом из столицы их пытаться получить назад. Надо менять и систему управления, которая бы обеспечила выполнение задач, поставленных Путиным. Должен быть контроль за выполнением указов, законов. Законов придумали много, но их часто можно трактовать по-разному. Взять тот же закон о превышении должностных полномочий – да под этот закон можно посадить всех, кто работает. Приведу реальный пример из жизни. Поселковый совет получил федеральные деньги на строительство дорог. Но зимой, когда дороги делать нельзя, выходит из строя водопровод. И главу поселка, решившего направить эти деньги на ремонт водопровода, осудили, дали срок за нецелевое использование бюджетных средств. И таких примеров немало.

– А вам приходилось нарушать законы ради дела?

– Разные ситуации бывали, приходилось иногда идти на нарушения. Например, Дворец пионеров мы строили под видом школы. Денег на дворец для детей не давали, пришлось немного схитрить. Сегодня это можно было бы квалифицировать как превышение служебных полномочий, за что нетрудно и срок и получить. Но городской Дворец детского и юношеского творчества стоит и работает для юных омичей уже много лет. Нарушения были, но не в корыстных целях, а для решения важных городских задач.

Город выполнил свои обязательства

– Юрий Яковлевич, меньше 100 дней осталось до 300-летия Омска. В рамках подготовки к юбилею сделано немало, хотя самые крупные проекты из этого плана – метро, аэропорт в Федоровке, гидроузел – реализовать не удалось. Обидно, столько лет строили – и впустую. Метро, если не ошибаюсь, начали строить, когда вы возглавляли горисполком…

– Да, я возглавлял первый штаб по строительству метро с 1985 по 1990 год. Мы освободили трассу, вынесли коммуникации, начали строить базу метростроя, забили сваи под строительство технического корпуса. В принципе, у нас все было подготовлено для прокладки подземки, где мог работать проходческий щит на участке в Октябрьском и Центральном районах. Но когда строительство омского метро перешло под эгиду области, ситуация изменилась. Решили прокладывать метро с левого берега, проложили 300 метров, и что дальше? Я неоднократно выступал в СМИ на эту тему, а в своей книге «Вчера и сегодня» посвятил целый раздел строительству метрополитена, где рассказал о развитии «метрособытий», о том, как важный проект превратился в грандиозный долгострой. Что касается других проектов в рамках подготовки к юбилею Омска, то город выполнил все пункты правительственного постановления, за которые он отвечал. А три крупных объекта (метро, аэропорт, гидроузел), на которые затрачены миллиарды рублей бюджетных средств, и ряд других, находящихся в ведении региональной власти, к сожалению, довести до конца не удалось.

– Сейчас часто вспоминают, что Омск был когда-то городом-садом. Вы тоже участвовали в зеленом строительстве, организации парковых зон. В городе есть даже аллея имени Глебова. Знаю, «Зеленый остров» создавался при вашем участии. Как появилась эта городская зона отдыха?

– «Зеленый остров», где были бассейн, спортивные залы, площадки, корты, лыжные трассы, мы строили всем миром. Не все удалось сохранить. Парки – это серьезная проблема. В городе есть парковые зоны, которые, на мой взгляд, можно использовать более эффективно, в первую очередь для организации здорового отдыха горожан, занятий спортом, для развлекательных целей. Например, нижняя часть парка Победы в этом плане почти не задействована. А в свое время мы там выполнили большой объем работ по благоустройству. Представители всех районов участвовали в этом проекте. Сделали дорогу, фигурные мосты через речку Замарайку, спортивные и игровые площадки, освещенную лыжную трассу. Сейчас все заброшено, разрушено. Огромные площади плохо используются, туда свозят мусор, можно увидеть, как там моют машины. Если парк заброшен, он погибает. Парки должны работать для людей. И не надо идти на поводу у активистов, которые готовы устроить митинг из-за каждого вырубленного дерева, кричат, что Омск теперь город-пень. Это не так. Нормально, когда старые деревья убирают, а новые садят под руководством специалистов зеленого строительства, которые знают, что делать. Им надо доверять.

– Юрий Яковлевич, у вас большой управленческий опыт. Вы руководили крупным строительным трестом, горисполкомом, коммерческими структурами. Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать руководитель, чтобы добиться успеха?

– Проиллюстрирую примером. В Омской области, в Павлоградском районе, есть село Богодуховка, которое активно развивается. Там есть дороги, проведены газ, водопровод, канализация. В сельхозпроизводстве используются передовые технологии. Ферма полностью автоматизирована. Несмотря на все сложности, хозяйство добивается хороших результатов. А все дело в руководителе. Во главе сельхозпредприятия стоит настоящий хозяин, ответственный человек, хороший организатор, профессионал своего дела Виктор Буц, который уже много лет возглавляет ЗАО «Богодуховское». Себе не хапал, работал на всех. Не случайно в это хозяйство руководители области любили возить делегации, чтобы показать, как развивается омское село. Но ведь таких хозяйств не так много в регионе. У Сталина было хорошее изречение – кадры решают все. Это правило верно как для одной деревни, так и для федерального правительства.

«Ко мне не боялись зайти в кабинет»

– А какой вы были руководитель – жесткий, кричали на подчиненных или демократичный?

– Я был доступный руководитель, не выпендривался, не злоупотреблял положением. Люди не боялись зайти ко мне в кабинет, чтобы обсудить тот или иной вопрос. Но когда дело не клеилось, приходилось закручивать гайки. Но, как правило, на меня не обижались. Даже если требовалось кого-то наказать, то делал это без злости, наставительно, а часто даже с юмором. Никогда не ставил цели уволить того или иного сотрудника, старался помочь. Но человек, у которого что-то не получалось раз, два, три, обычно сам это чувствовал и писал заявление об уходе. Мои бывшие сослуживцы, соратники до сих пор часто мне звонят, приходят.

– Меня тоже звали в Москву. Но меня отталкивала клановая система, которая в столице особенно четко проявляется. Помню, в одном из министерств познакомился с начальником строительного отдела, который был когда-то ординарцем у Буденного. Как он решал вопросы? Звонит знакомому: «Слушай, Иван, ко мне тут председатель горисполкома Глебов пришел, помоги ему решить вопрос с трубами». В этой системе все друг друга знают, и чужому туда трудно попасть. Я не жалею, что остался в городе. Я коренной омич, хоть и родился в селе Плахино Колосовского района. Но мой прадед, дед жили в Омске, и меня в пеленках привезли сюда.

– Вы по специальности инженер-гидротехник, но на счету строителя Глебова десятки промышленных, гражданских объектов, построенных в основном в Омске.

– Тогда шла кампания по пропаганде великих строек коммунизма. Вот и я решил попасть на такую стройку, чтобы строить ГЭС, рыть каналы, осушать болота… Поэтому и поступил на факультет гидротехники Омского сельхозинститута. Сразу скажу, что инженер-гидротехник, на мой взгляд, стоит выше, чем инженер-строитель, так как мы получали более широкий спектр знаний. Я некоторое время преподавал в институте, как раз по теме «Гидросооружения». Но не понравилась мне кабинетная работа. И я ушел инженером на ударную комсомольскую стройку завода СК. Строительный трест № 1, который я позже возглавил, специализировался на строительстве объектов нефтехимии. Трест строил заводы СК, пластмасс, сажевый, шинный, научно-исследовательские институты отрасли, инженерные коммуникации в городе, очистные сооружения, жилье, детсады, школы, Дворец пионеров, цирк, ДК и много других объектов в Омске. Этот опыт пригодился мне и в работе в горисполкоме. Я не сидел в кабинете, еженедельно проводил планерки в «Омскгражданпроекте», на строительных площадках, предприятиях. Домой нередко возвращался в полночь. Да и в отпуск не каждый год удавалось вырваться.

– Но когда все же выпадала такая возможность, как вы любили отдыхать? Охота, рыбалка, курорты?

– Бывал, конечно, и на охоте, и на рыбалке, иногда – на курортах. Но чаще всего выезжал в профилакторий «Русский лес», который мы и построили. Там была хорошая лечебная база, свой термальный источник. Помню, пробурили глубокую скважину, откуда вместе с водой пошел еще и газ, который приходилось сжигать, чтобы люди не задохнулись. Любил зимой там ходить на лыжах по бору. В молодости катался на коньках, занимался боксом, в институте увлекся баскетболом, играл за вузовскую команду.

– А в городе, который вы строили, есть любимые уголки?

– Мое детство прошло в центре Омска, мы жили на улице Фрунзе, бывшей Екатерининской, напротив госпиталя. Здесь мы играли в чику, бабки, другие игры, гоняли на велосипедах. На спуске к Омке от госпиталя катались на лыжах. Любопытно, что недалеко от нашего двора, на углу Госпитальной и Фрунзе, стояло красивое здание бывшего публичного дома, построенное архитектором по специальному проекту. В советское время его переоборудовали под жилой дом. У драмтеатра мы с моей бабушкой продавали сирень, которую рвали на нашей улице. На Омке летом ловили раков, тогда они еще там водились. А зимой на речке проходили конно-лыжные соревнования: к лошади крепилась длинная веревка, за которую держался лыжник. Такие необычные гонки собирали много зрителей. А еще там же у нас были бои, на льду сходились стенка на стенку лугаши и кочагуры. Лугаши – это парни с левого берега Омки, а мы, жители правого берега, назывались кочагурами. Сначала драку начинали пацаны, а потом часто взрослые мужики вступали в бой. В этой части города мои родные места. Меня воспитывала мать, отца я не помню. Мама работала машинисткой, рано уходила, поздно приходила с работы. Большую часть времени я с друзьями проводил на улице, мы были дворовые, но хулиганами не выросли.

– Что пожелает землякам в честь 300-летия города почетный гражданин Омска Юрий Глебов?

– А что бы ты пожелал омичам? Вот и напиши. А еще добавь, чтобы жителям Омска жилось комфортно в родном городе, чтобы у них была нормальная работа, а у их детей возможность получить хорошее образование, чтобы социальное обеспечение для пожилых людей, инвалидов было на достойном уровне. Жаль, что на цены мы повлиять не можем, хотя в принципе и это реально в отдельных сферах. Считаю, что надо разработать меры для борьбы с перекупщиками, которые подчас задаром скупают сельхозпродукцию у производителей. Я писал об этом. На мой взгляд, надо возродить систему потребкооперации, в рамках которой в каждом районе должны работать заводы по переработке мяса, молока, зерновых культур, дикоросов, магазины. И власть должна помогать в решении этой задачи. Кстати, об этом недавно и Путин говорил, наверное, у меня в книге прочитал.

– Спасибо, за беседу, Юрий Яковлевич.

*





Категория: Новости | Добавил: Редактор (05.05.2016)
Просмотров: 830 | Теги: Дворец, вопросы, доступность, Предприятие, объекты, город, время, руководитель, дорога, деньги | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar

Читайте так же:

Омичи презентовали продукцию своих промпредприятий в Якутии

Сутягинский не делает ставок на политическую карьеру

Омскую радиоведущую, на которую напал маньяк, вызвали в полицию

Омичка собирается отправиться в кругосветное плавание

Районы Омской области получат финансовую помощь в размере 12,8 млн

Полежаев считает, что омичи не должны летать в Красноярск через Москву

Омская мэрия решила делать деньги на мусоре

Лидер омского «Яблока» заявил о выходе из партии

Сумманен может уйти из «Авангарда»

Пять лучших омских айтишников примут участие в финале IT-олимпиады в Казани

«Омские ястребы» обыграли «Красную Армию» в первом матче финала плей-офф

В Омске угонщики сначала спасли машину, а затем ее угнали

Омские бизнесмены покажут в Германии креативный энергопроект

Николай Валуев начал собирать макулатуру в Госдуме

Полежаев решил отказаться от 32 млн рублей

В Омской области проживает больше женщин, чем мужчин

Омская экспозиция произвела фурор в Москве

В Омске определили победителя фестиваля «Открой рот!»

Омские инвестпроекты произвели в Нюрнберге фурор

В Омской области врачи скорой помощи отказались ехать к загоревшемуся автобусу

 


фитнес-браслет Xiaomi Mi Band 5

Популярные темы
Материалов за текущий период нет.

Поиск
Вход на сайт