На улицах пробки, цены за проезд рвутся ввысь, а пассажиры давятся в тесных микроавтобусах. Кто виноват, что теперь делать и сколько ещё омичи будут терпеть сие безобразие? Чтобы выяснить это, обозреватель «Вечёрки» отправился в рейд.
В засаде
На городских улицах работает свыше трех тысяч маршрутных такси. Из них лишь 2353 – по маршрутным картам, а остальные выходят на омские улицы нелегально. Чтобы таким хитромудрым предпринимателям жизнь не казалась вареньем, на них объявили охоту.
– Как минимум дважды в неделю мы отправляемся в рейды, – раскрыл «военную тайну» госинспектор Управления госавтодорнадзора по Омской области Николай КОРНЕЙЧИК. – Причем каждый раз приезжаем на новое место.
Сегодня засаду устроили на разворотной площадке неподалеку от виадука у завода имени Попова. Только встали – «поклевка»! А если без шуток, то у водителя подкатившей маршрутки не оказалось нужных бумаг.
– С 1 апреля каждый из них должен иметь при себе маршрутную карту, – пояснил Николай Валерьевич. – Причем оригинал, а не копию.
Те, кто работает по договору с департаментом транспорта, такие карты имеют. Нелегалы, естественно, нет. Они самовольно выходят на линию, из-за чего страдает весь город. Причем не только законопослушные перевозчики, но и пассажиры. Наглядный пример – недавнее повышение платы за проезд. Однако мало кто знает, что тарифы можно было не повышать, а напротив, уменьшить. И это не шутка.
Враги народа
Водитель Леонид ШАГАРОВ за баранкой маршрутки уже шестой год. Наша проверка его удивила, однако не испугала. А чего волноваться, если совесть чиста и бумаги в порядке? Это нелегальные перевозчики пусть трясутся как зайцы.
– Их давно пора убрать с магистралей, – заявил Леонид Николаевич. – Они крадут у нас пассажиров, а значит, и заработок.
Чем больше едоков за столом, тем меньше каждому достанется каши. То же происходит и на дорогах. Конкуренция за пассажиров и без того велика, а тут еще нелегалы!
На сегодня, как уже говорилось, почти треть омских маршруток выходит на линию незаконно. Но если убрать их с дорог, то у тех, кто легально работает на маршруте, рентабельность пойдет вверх. Тогда уже можно будет порассуждать и о снижении стоимости проезда. Во всяком случае, так нам пояснили в департаменте транспорта.
Но как вытеснить нелегалов с городских магистралей? Выход один – ужесточить наказание.
Будем бить
В первые полчаса маршрутки подкатывали одна за другой, но потом вдруг иссякли. В чем причина, куда же они подевались?!
Как оказалось, виною всему сарафанное радио. Водители, у которых мы проверяли бумаги, потом просто-напросто предупреждали по телефону своих коллег-нелегалов о нашей засаде. Стоит ли удивляться, что те сразу меняли маршрут на более безопасный?
К слову, уже этим летом за таких хитрецов возьмутся всерьез. Их будут бить, но не кулаками – рублем. В июле за работу без маршрутной карты водителей станут штрафовать на 5 тысяч, а юридических лиц - хозяев «газелей» и «фордов» – на 300 тысяч рублей. Но и это – не все. Возможно, что в будущем у нелегалов начнут конфисковывать микроавтобусы.
– Этот вариант изучается, – рассказал заместитель директора городского департамента транспорта Игорь КОЖУХОВ. – Как и правомерность такого решения.
Впрочем, и без конфискации «газели» на омских улицах скоро вымрут, как динозавры. И не только они.
Ждём не дождёмся
Сегодня более крупные «форды» вытесняют «газели» из мегаполиса, но что же будет потом?
– Мы нацелены на то, чтобы на омских маршрутах работали автобусы среднего класса, – поделился дальнейшими планами своего департамента Игорь Кожухов. – К примеру, такие как ПАЗы.
Их преимущества очевидны, наверное, всем. К примеру, в этих автобусах намного просторнее, чем в тех же «газелях». Но это – во-первых, а во-вторых, горожане смогут ездить в таких маршрутках по проездным.
Впрочем, в некоторых маршрутных такси пассажиров возят по ним и сегодня. Например, в Ленинском округе, в Порт-Артуре, где практически нет обычных автобусов. Зато в центре Омска проездные билеты в маршрутных такси пока еще не котируются. Однако у каждого правила есть исключения. Допустим, маршрут №73, который обслуживают автобусы средней вместимости. В них, как и в уже упомянутом Порт-Артуре, проездные билеты тоже действительны, и таких машин в мегаполисе будет все больше.
– Когда поменяем автобусы малой вместимости на транспорт среднего класса, мы постараемся всех владельцев маршрутных такси привлечь к работе с проездными билетами, – заверил нас Игорь Анатольевич. – В идеале – всего за три года.
В этом случае весь городской транспорт – и муниципальный, и частный – будет работать в единой комплексной системе, по единому же тарифу. По мнению специалистов, омичи от этого только выиграют.
*
|