Детство Алексея Андреевича прошло в Новосибирской области. В Омск семья переехала в 1951 году. Вскоре Алексея Андреевича призвали в армию. Службу проходил в Челябинске, где окончил танковую школу, а затем для дальнейшей службы был направлен в Одессу. Здесь и был принят в оркестр.
– В 1954 году отмечали 300-летие воссоединения России с Украиной. Тысячи музыкантов были на параде, и я в их числе! – вспоминает Алексей Андреевич.
По возвращении в Омск поступил в оркестр Высшего общевойскового училища им. Фрунзе, где прослужил 32 года. Имеет множество наград, в том числе – орден за безупречную службу.
Не забыть Алексею Андреевичу встречу с Александром Моисеевичем Малунцевым, состоявшуюся в 1955 году. Прибыв в Захламино (сейчас на этом месте расположился КДЦ «Кристалл») Александр Моисеевич предрек становление омского нефтезавода, а вместе с ним – городка для заводчан в несколько тысяч населения с детскими садами, школами, больницами. В ходе поездки друг Малунцева указал ему на сопровождавшего их в качестве фотографа Алексея Андреевича и рассказал, что тот играет в оркестре. Тогда Александр Моисеевич добавил, что в центре городка будет большой Дворец культуры со своим оркестром. Так оно и случилось.
Уже много лет в ДК им. А. М. Малунцева существует духовой оркестр (ныне – под руководством В. А. Протопопова), в котором играет на валторне Алексей Андреевич Кирильчик.
Каждую субботу во Дворце собираются ветераны войны, труда, труженики тыла. Кто-то – послушать любимые композиции в исполнении духового оркестра, а кто-то и потанцевать. Репертуар оркестра постоянно обновляется. К празднику, Дню защитника Отечества, оркестр подготовил особую программу.
**
«Дина Львовна, вы классная!..»
Занятия будут проводиться в библиотеке, в ней для этих целей всё предусмотрено. «А кто их будет вести?» – в свою очередь спросили работники библиотеки. «Я», – ответила она. Все обрадовались, а потом огорчились, догадавшись, что это первоапрельская шутка.
Не на шутку огорчаются при расставании со старшим преподавателем кафедры иностранных языков ОмГУ им. Ф.М. Достоевского Диной Львовной Полторак ее студенты, заканчивающие курс изучения английского языка. На факультете культуры и искусств иностранный язык относится к общепрофессиональным предметам и ведется всего полтора года. В этом году расставание не обошлось без слез. Три студентки второго курса, что называется, дали волю эмоциям и пустили слезу, а группа написала заявление на имя декана с просьбой организовать спецкурс по изучению английского языка, чтобы как можно дольше общаться с полюбившимся ей преподавателем. Такая привязанность к педагогу в стенах вуза – явление редкое. Но факт остается фактом: студентам нравится учиться у Дины Львовны, а ей нравится общаться с ними и вести любимый английский, который она выбрала в качестве своей профессии в годы далекой юности, и ни разу об этом не пожалела.
По стопам родителей
Дина Полторак – дочь вузовских преподавателей Льва Борисовича и Тины Наумовны Штрапениных. Эти имена хорошо известны в Омском государственном педагогическом университете, в котором родители Дины проработали долгие годы. Мама – старшим преподавателем немецкого языка на факультете иностранных языков, отец заведовал кафедрой общей физики на физическом факультете.
Обоих в молодости своим страшным дыханием задела война. Отец, будучи студентом Ленинградского кораблестроительного института, пережил блокаду, о которой впоследствии не любил рассказывать и даже вспоминать. Мама четыре месяца пробыла в Ильинском гетто, близ Великих Лук. Дважды ее вместе с другими узниками фашисты водили на расстрел, но дважды чудом удавалось его избегать.
В 1956 году родители Дины по распределению приехали в Омск, где стали работать в Омском пединституте.
Лев Борисович Штрапенин был уникальным человеком. Студенты не просто любили – боготворили его. Он так много сделал для физического факультета, выделившегося из состава физико-математического в 1963 году, что без защиты докторской диссертации получил звание профессора. Его лекциями заслушивались. Он мог доступным языком объяснять сложные физические явления и законы, причем делал это увлекательно и образно. Нередко на его занятиях из приоткрытых дверей аудитории слышался веселый смех, а студенты старались занять места поближе. Во многом Лев Борисович определял внеучебную жизнь факультета. Студенты даже учредили шуточный орден – «ДИП». Расшифровывалась эта аббревиатура любимой фразой профессора: «Давайте их похвалим», а после кончины Льва Штрапенина, отдавшего физическому факультету 30 с лишним лет, была учреждена специальная стипендия его имени, которая вручалась лучшим студентам.
Воспитываясь в преподавательской семье, Дина с детства мечтала стать учителем. По окончании факультета иностранных языков Омского пединститута она была принята в среднюю школу № 115. Работа со старшеклассниками, ведение не только английского, но и такого предмета, как технический перевод, бурная, насыщенная внеклассная жизнь, руководство школьным ансамблем политической песни и даже преподавание пения стали для Дины Полторак хорошей жизненной и профессиональной школой, давшей ей большой педагогический опыт и открывшей дорогу в вуз.
К слову, по стопам родителей пошел и брат Дины Львовны – Геннадий Штрапенин. Выпускник Омского педагогического института, он окончил аспирантуру, в настоящее время – кандидат физико-математических наук, доцент кафедры «Электрические машины» Уральского государственного университета путей сообщения в Екатеринбурге.
Из школы – в вуз
Наверное, дочери преподавателей вуза на своем жизненном пути этот самый вуз обойти было никак нельзя. В начале двухтысячных в трудовой биографии Дины Львовны появился Омский государственный университет, куда ей посоветовала пойти коллега по 115-й школе Валерия Николаевна Скорко, а затем пригласила работать декан факультета иностранных языков Наталья Гермогеновна Гичева. Впрочем, работать со студентами-практикантами Дине Львовне нравилось еще в школе. Большой удачей для будущих учителей английского языка считалось попасть на практику тогда именно к ней. Так учить методике преподавания языка, как она, мало кто мог: видимо, сказывались гены мамы Тины Наумовны, превосходного методиста и педагога.
На факультете культуры и искусств она преподает уже 15 лет. Здесь ей пришлось столкнуться с нежеланием некоторых студентов изучать английский язык. «Зачем? – рассуждают они. – Главное – уметь хорошо танцевать, петь, играть на музыкальных инструментах».
На творческий факультет студенты приходят с разными уровнями подготовки. Но, попадая к Дине Львовне, меняют свое отношение к языку и к учебе. Ведь главный принцип ее педагогической деятельности – учить всех: и сильных, и слабых, помочь студентам почувствовать, что они все смогут и многому научатся. Именно этому принципу служат и устраиваемые ею ежегодно студенческие конкурсы исполнителей на иностранных языках. В них принимают участие не только будущие профессиональные вокалисты, но и студенты других направлений факультета культуры и искусств. Поют песни на английском, немецком, французском, чешском, польском и даже японском языках.
Полторак является автором трех учебных пособий, написанных специально для студентов творческого факультета. Это сборники текстов для занятий в стенах вуза и для домашнего чтения. В них она специально включила отрывки из произведений Оскара Уайльда, О. Генри и других, чтобы таким образом познакомить молодежь с английскими писателями-классиками, приучить ее к чтению художественной литературы.
Развитие личности
«Моя задача, – рассказывает Дина Львовна, – расширить кругозор студентов, научить их логически мыслить. Язык – это тоже логика, математика, а также такой предмет, который способствует общению. Постоянно интересуюсь, как у них дела, как живется в общежитии, чем они занимались в выходные. Самое главное – увлечь студентов, чтобы учить их языку. Ведь в процессе обучения языку происходит развитие личности».
Развитие личности происходит и в общении студентов с педагогом, который обращается с ними очень корректно, уважительно и доброжелательно, всегда представляя себя на их месте, где-то подбодрит, похвалит, где-то остроумно пошутит – словом, улавливает эмоциональное состояние каждого и умеет управлять этим состоянием на пользу делу. За это, а еще за внимание к их проблемам, за понимание, искренность и доброту и любят студенты своего преподавателя.
«Дорогая Дина Львовна, еще раз большое спасибо за полученные знания, эмоции, песни на парах и советы! Вы классная, знайте это!» – написала на странице Дины Полторак в «ВКонтакте» ее студентка.
Высокий профессионализм, порядочность, внутренняя культура, природная интеллигентность, тонкий юмор, эрудированность в сочетании с преданностью своему делу и уважением к человеку – именно те качества, которых нам недостает в людях сегодня. Они, к сожалению, постепенно уходят в прошлое, превращаясь в один из его пережитков, но от этого не становятся менее ценными и притягательными.
***
|