Он также занимался организацией богословских чтений в московском Обществе любителей духовного просвещения. Младшим священником при нем с 1902 года
состоял отец Анатолий Светлов, перешедший в Воспитательный дом из церкви святителя Николая в Котельниках. Диаконом оставался Николай Покровский, а второй диакон Максимилиан Вознесенский служил на вакансии псаломщика. Для причта Воспитательного дома на Деловом дворе было построено два жилых дома зб, а в 1915 году перестроили часовню, объединенную с анатомическим корпусом.
Екатерининский храм, хотя и находился за пределами Китай-города, входил в состав Китайского сорока и имел приписную церковь во имя Марии Магдалины в Николаевском женском ремесленном училище.
После революции Николаевский сиротский институт был ликвидирован, и в его главных корпусах некоторое время влачил жалкое существование детский дом. В 1919 году храм святой великомученицы Екатерины был закрыт.
В описи его имущества упомянуты иконы Спасителя, Богоматери, великомученицы Екатерины и святителя Николая в богатых серебряных окладах, а также иконы, ковчеги, Евангелия и утварь, подаренные августейшими особами. В 1920-х годах в бывшем Воспитательном доме размещался воспетый Ильфом и Петровым Дворец труда – своеобразный профсоюзный монстр первых лет советской власти.
Верный традициям русского купечества
Верный традициям русского купечества, П. П. Боткин отдавал свою «десятину» Церкви и должен быть помянут как выдающийся благотворитель московских храмов. Он был церковным старостой не только в своем приходе, но и в церкви святителя Николая в Кленниках, в храме при Усачевской богадельне, в кафедральном Архангельском соборе Московского Кремля (с 1862 года) 88, а также в храме Христа Спасителя (с 1886 года).
В приходе церкви Космы и Дамиана обитали и другие представители первостатейного московского купечества. Среди них необходимо отметить Ивана Андреевича и Ивана Ивановичи Карзинкиных 90, также торговавших чаем в Старо-Гостином дворе 9, и Алексея Егоровича Шелагина, торговавшего чаем и сахаром 92. Одно из приходских владений приобрел Николай Иванович Каулин, московский купец 1-й гильдии, почетный гражданин и кавалер. В отличие от Боткиных, Карзинкиных и Шелагина, он торговал бумажным товаром и имел свою фабрику в Твери. С 1855 года Каулин служил членом торговой депутации, был уполномоченным поверенным и выборным от купеческого общества 93. В начале 1850-х годов в приходе также проживали вдова московского купца 1-й гильдии М. И. Усачева и ее дочь, вышедшая замуж за почетного гражданина, фридрихгамского купеческого сына П. П. Куманина. Усердием прихода, и прежде всего А. А. Куманина и П. П. Боткина, был создан тот интерьер храма Спасителя Исцелителя расслабленного, который просуществовал до его закрытия.
|