Примечательно, что подобным же образом в суздальском Покровском монастыре надвратная церковь была определена в качестве домового храма для затворницы петровского времени – царицы Евдокии Феодоровны Лопухиной. Кельи опальной царицы находились возле Святых ворот монастыря, благодаря чему она могла проходить в церковь по внутренним переходам. Досифея также была поселена рядом с монастырским надвратным храмом. Причетник показывал ее покои И. М. Снегиреву, которым бывал в монастыре со своими родителями. По словам Снегирева, Досифея жила в одноэтажной каменной келье, примыкавшей к восточной части монастырской ограды, «близ покоев игуменьи». Келья состояла из двух помещений, перекрытых сводами, в одном из которых обитала старица Досифея, а в другом – ее келейница. Обогревались они изращатой печью с лежанкой. Окна кельи были обращены на монастырь. Для определения ее местоположения существенно то, что, по описанию И. М. Снегирева, «корридор и крытая деревянная лестница от ея келлий вели прямо в надворотную церковь, где духовник ея с причетником совершал богослужение для нее одной» 2,г. Судя по планам монастыря ХУШ – первой трети XIX века, игуменские кельи примыкали к Святым воротам с севера. С юга к ним был пристроен корпус, показанный как двухэтажный. Восточнее находился одноэтажный корпус с помещениями для сторожей.
Святые врата
Святые врата оставались замурованными, торжественный проход к собору, окаймленный арочными переходами, полностью застроен – здесь размещались большой спортивный зал и сауна с бассейном. Под южной частью собора в подвале в течение долгих десятилетий находился тир. Именно здесь, вероятно, совершались
в 1918-1921 годах расстрелы заложников и других заключенных Ивановского концлагеря. После образования Высшей школы милиции в 1930 году в этих подвалах проводились учебные стрельбы будущих милиционеров, военных разведчиков-диверсантов, а в наше время – «силовиков» различных подразделений. Здесь же хранилось оружие. В типографии, устроенной когда-то И. Д. Сытиным, на старинных машинах с ручным набором текста продолжали печатать спецлитературу для студентов и сотрудников Юридического института МВД. Помещение собора продолжал занимать архив Московской области, а в больничном корпусе с бывшей домовой Елисаветинской церковью располагались службы теплосети, которые привели здание в аварийное состояние. Домовая церковь была разделена на этажи, причем в одной из комнат в помещении бывшего храма был устроен душ и туалет для рабочих.
В 1992 году Московский Иоанно-Предтечен- ский женский монастырь был передан Русской Православной Церкви и приписан к храму св. князя Владимира.
|