Роль подворья как центра консолидации славян против общего врага, Германии и Австрии, четко обозначилась с началом Первой мировой войны, которую тогда
расценивали как продолжение борьбы южных славян за независимость, начавшейся с битвы на Косовом поле. Так, 23 июня 1916 года, в 501-ю годовщину мученической смерти Яна Гуса, в храме подворья была отслужена панихида. Вечером на Поклонной горе за Дорогомиловской заставой прошло торжественное собрание, после которого в честь Яна Гуса был зажжен памятный костер. 26 сентября того же года состоялась торжественная церемония отправки на фронт, на Балканы, Черняевского знамени. Она началась с молебна о даровании победы в храме Сербского подворья, где эта реликвия хранилась на протяжении 40 лет. По завершении молебна шествие со знаменем направилось к памятнику Александру 11 в Кремле, у подножия которого председатель Русско-славянского союза С. К. Родионов произнес речь, после чего были исполнены гимны Российской империи и Сербского королевства. Затем шествие со знаменем направилось на Брянский вокзал, откуда знамя отбыло на фронт 114. Это лишь немногие эпизоды из патриотической деятельности подворья в годы Первой мировой войны.
С приходом к власти большевиков Сербское подворье, как и другие представительства Православных Церквей, было закрыто. Сербам удалось вывезти почитаемые святыни, что обнаружилось только в 1920-е годы.
Штат Спасского храма
В 1776 году двор полковника Василия Ивановича Измайлова по закладной приобрел полковник Дмитрий Алексеевич Дмитриев-Мамонов. Тогда же полковник Сергей Алексеевич Мамонов купил двор Глебовых.
В 1775 году изменился штат Спасского храма. После рукоположения в священники диакона Михаила Иванова, который стал служить в церкви святителя Николая в Воробине, прихожане обратились к архиепископу Московскому и Калужскому Платону (Левшину) с просьбой об упразднении диаконской вакансии. Они объясняли, что «при означенной нашей церкви за малоприходством дьякону быть не у чего, при том же и мы именованные не желаем, ибо означенный священник с причетниками в своих должностях находятся исправными и никакой ни в чем остановки не бывает» 42. На средства прихода покупается диаконский дом, в котором предполагали устроить дьячка и пономаря, так как «их строение пришло в самую ветхость». Прошение подписали полковник Василий Измайлов, статский советник Иван Васильчиков, капитан артиллерии Михаил Тургенев, типографский секретарь Степан Бышковский, московские купцы Александр Уваров и Михаил Беляев. 17 июля 1775 года архиепископ Платон начертал свою резолюцию на прошении прихожан: «По малоприходству и по желанию священника с причетники и прихожан дьякону не быть» 43.
|