Другое общее определение этой местности было связано с Ивановским монастырем, определившим ее название в церковно-административной структуре Москвы: храмы и приходы Кулишек входили в Ивановский сорок. Изменению состава этого сорока, обзору его церквей, уничтоженных к концу XIX столетия, было посвящено исследование священника Н. А. Скворцова. Кроме того, к концуХ1Х века было издано несколько монографий о здешних храмах: святого Владимира в Старых Садех, Космы и Дамиана на Покровке, великомученицы Екатерины при Воспитательном доме, а также об Ивановском монастыре.
Первая Мировая война и последовавшая за ней смута прервали развитие церковной археологии Москвы. Только во второй половине ХХ века стали появляться общие своды памятников архитектуры и храмов, включавшие достаточно краткие описания сохранившихся и снесенных храмов Кулишек.
Однако по-прежнему остаются справедливыми слова П. Н. Миллера, писавшего в начале ХХ века о состоянии изучения Кулишек: «Библиография этого участка Москвы очень ничтожна».
Для истории средневековой Москвы особую важность представляет ее топонимия, зафиксировавшая не только природные особенности конкретной местности, но и характер ее заселения. Изучение древних названий помогает определить и время появления некоторых церковных престолов, хотя многие топонимы фиксируются уже в позднем летописании и в поздних актовых документах.
Общий вид на храм
Общий вид на храм открывается сейчас лишь со стороны Славянской площади. Высокий уровень подсыпки, скрывшей подклет, а также массивные и плоские фасады стоящих за ним зданий столетней давности зрительно уменьшают его размеры, но те же фасады подчеркивают «скульптурную» пластику его форм, особую творческую непринужденность средневековых мастеров. Так или иначе, значительные изменения, произошедшие и в облике Всехсвят- ской церкви, и особенно – в окружающей ее городской среде, вызывают желание вернуться в прошлое, восстановить атмосферу ушедшей эпохи, вспомнить об исторических личностях, связанных с этим храмом, о происходивших в нем и поблизости от него событиях.
Уже на первомдостоверном плане Москвы – «Петровом чертеже», датируемом 1597-1599 годами, на площади недалеко от Варварских ворот, перед мостом через наполненный водой ров и лавками живописцев, изображен позакомарный одноглавый храм Всех Святых на Кулишках. Он располагается на острие небольшого квартала, между двумя изгибающимися переулками. Как обычно, к востоку от храма находится погост, а за ним – дома церковнослужителей. Уже в это время окружающая застройка была достаточно плотной и открывалась лишь в сторону Варварских ворот. Храм Всех Святых можно узнать и на многих других планах XVII столетия. По записи в Патриаршем Казенном приказе в 1632 году в приходе церкви было 54 двора, а в начале следующего столетия число их уменьшилось до 43-х 12.
|