Ряд политических деятелей, в том числе некоторые члены правительства, настаивали на ведении войны с Францией.
В военных кругах также было немало сторонников превратить рурский конфликт «в своего рода новое издание антинаполеоновской народной войны 1813 г. »Но этим не исчерпывался интерес различных фракций господствующего класса к этому региону. Несмотря на подписание Рапалльского договора и штреземановскую политику «баланса сил», в Германии существовали политически влиятельные круги, которые не скрывали своих агрессивных намерений в отношении Советской России. Их кредо сформулировал барон фон Мантейфель-Коцданген: «Задача Германии состоит не в том, чтобы организовывать Восток, а в том, чтобы завоевать его частями».
После событий в Руре в Веймарской республике был взят курс на достижение соглашения с западными державами, прежде всего с США.
Принятие плана Дауэса стало важнейшей вехой на пути реализации этой программы.
Заключив соглашение с Россией
В противном случае создавшаяся обстановка может способствовать тому, что Гитлер предпримет насильственные акции». Галифакс: «Заключив соглашение с Россией, мы оградили бы себя на некоторое время от более грозной опасности— вероятного соглашения между Германией и Россией и обеспечили бы безопасность Польши.
Ясно, что Россия заинтересована в сохранении независимости Польши и не желает, чтобы Польша была уничтожена».
Эти очевидные истины лишь констатировались.
На практике курс английского правительства был прямо противоположным и отражал стремление правящих кругов Англии и Франции использовать Московские переговоры как средство давления на Германию. Творцы мюнхенской политики рассчитывали достигнуть сделки с Германией и ценой предательства Польши вывести германские армии к границам СССР в надежде, что фашистская агрессия получит далее «свое естественное развитие». В кругу своих сообщников британский премьер этого не скрывал.
Он рассуждал, что если Польша и другие страны, которым Англия и Франция выдали «гарантии», не получат их помощи (в действительности так и произошло), то «весьма вероятно, что эти страны будут захвачены и Германия окажется на русских границах».
|