Преступление и наказание
После существенного подъема таможенных пошлин на ввозимые в страну автомобили в 2009 году, сомнительного происхождения иномарки стремительным потоком направились в нашу страну из-за границы. Подозрительно дешевые европейцы из Прибалтики и так называемые «конструкторы» из Японии быстро нашли вторую жизнь в России. Естественно, в Стране восходящего солнца, распиливая кузов для продажи на запчасти, изначально и не подозревали о том, что машина будет сварена заново. А вот в той же Польше, Литве, Латвии, Эстонии есть любители собрать из двух аварийных машин одну. Причем туда они, как правило, приходят из Германии, где проще продать пострадавший в ДТП автомобиль, чем сдать его за большую плату на утилизацию.
Изначально зарубежный сток рассредоточился в европейской части страны. Больше всего нелегальных иномарок на номерах стран Балтии наблюдалось в Москве: приезжие гастарбайтеры охотно скупали их по сходной цене для работы в такси. К гражданам иностранных государств до недавнего времени наше законодательство было неприменимо. Всерьез этой проблемой депутаты озаботились только в конце прошлого года. Первым шагом к ее решению стала разработка законопроекта, согласно которому наказание вплоть до тюремного срока будет грозить не только продавцам, но и покупателям автомобилей на иностранных номерах. Причем данный акт должен быть применим как к гражданам РФ, так и к «гостям» нашей страны.
Сколько нелегальных автомобилей сегодня бороздит просторы нашей огромной родины — остается только догадываться. Только в Приморье на протяжении 2013-го было аннулировано порядка 900 свидетельств о регистрации ТС, в Омской области сотрудниками правоохранительных органов за минувший год выявлено 9 «распилов». Несмотря на усиленное внимание сотрудников ГИБДД, желающих приобрести такие машины по-прежнему достаточно много. На автомобильных форумах можно встретить десятки автолюбителей в поисках посредника для доставки иномарки из Европы. Многие из них даже не понимают, что не обходя закона такие машины с нашими таможенными пошлинами они вряд ли «потянут».
Таможенный калькулятор
Чем же так привлекательны автомобили из-за рубежа? В первую очередь, ценой. В отличие от России, в цивилизованных странах цена на пробежные машины падает со скоростью 5-10% в год. И если сами японцы не желают брать подержанный автомобиль даже с небольшими сколами, для россиянина пара царапин на 15-летней машине ценой в сотню тысяч — один из лучших вариантов. В поисках такой иномарки наши автолюбители все чаще обращаются к японским аукционам. Выбор и стоимость действительно поражают: купить какую-нибудь подержанную 260-сильную Toyota Caldina при полном «фарше», с двигателем 3S-GTE 1997 года можно за 2 950 долларов (106 170, 5 рублей). Но тут все мечты о недорогом транспортном средстве взребезги разбиваются о российское законодательство: таможенный платеж вместе с утилизационным сбором — 481 324, 42 рубля. То есть практически в 5 раз выше стоимости самого автомобиля, старенького японского автомобиля...
Не лучше дела обстоят и с более новыми автомобилями из Европы. Для наглядности — пара объявлений о продаже подержанных авто в Германии.
Не мелочась, находим на одном из немецких сайтов пару подходящих вариантов:
Вариант 1:
Модель: BMW 728i
Год выпуска:1998, октябрь
Топливо: бензин
Двигатель: 2793 куб. см, 193 л.с.
Пробег: 280 000 км
Цена: 1 490 евро
Стоимость таможенного платежа:
699 280, 99 рублей
Вариант 2:
Модель: BMW 760i
Год выпуска: 2003, июнь
Топливо: бензин
Двигатель: 5972 куб. см, 445 л.с.
Пробег: 208 000 км
Цена: 8 900 евро
Стоимость таможенного платежа:
1 700 001, 66 рублей.
Для большей убедительности обращаемся к одному из литовских сайтов. Ищем там довольно «ходовой» и относительно свежий Mercedes-Benz E320, видим неплохой вариант: ноябрь 2003 года, 230 000 км, дизельный, 3200 куб. см, 5 450 евро. Находим аналогичные автомобили в России, высчитываем среднюю цену, получаем 12 000 евро. При этом «растаможка» литовского «мерса» обойдется в 18 630 евро, плюс депозит в пару сотен тысяч рублей. Понимание того, почему россияне активно идут в обход закона, приходит само собой.
На свой страх и риск
Что касается «распилов», на территорию нашей страны они попадают в качестве «доноров», то есть фактически по документам они идут на запчасти. Таможить их так значительно выгоднее, а пристального внимания к их дальнейшей судьбе со стороны правоохранителей не наблюдается. Далее распиленные по стойкам детали попадают в автомастерские. В большинстве случаев сборка, сварка и «легализация» «конструкторов» происходит на Дальнем Востоке. Похожие схемы отработаны и в западной части страны, но преобладающее большинство таких автомобилей — праворульные «японцы». Ввиду того, что законным образом поставить на учет «распила» невозможно, нарушители приобретают оригинальные ПТС или их копии у владельцев или продавцов аварийных или вовсе утилизованных авто. Таким образом запчасти снова становятся автомобилями.
Для езды на автомобилях с прибалтийскими номерами нарушителям приходится идти еще не на такие ухищрения.
Дело в том, что гражданин РФ управлять зарегистрированным в другой стране автомобилем права не имеет. Самый быстрый способ получить вид на жительство в той же Литве, позволяющий управлять собственным или доверенным транспортным средством с местными номерами, — это организация своего бизнеса в той стране. Но по их законам уставной капитал фирмы должен быть хотя бы 15 000 евро. Однако есть более простой способ: автомобиль вполне может быть передан по гендоверенности сотруднику иностранной компании для использования в служебных целях. И для этого клиенту «перегонщиков» предлагается заключить договор с какой-то местной организацией, чаще всего однодневной или вовсе не существующей. В этом случае легально реализовать автомобиль в России не получится.
Существует схема временного ввоза. Но для этого фактическому владельцу машины нужно будет в среднем каждые три месяца выезжать на родину автомобиля и продлевать разрешение.
В итоге получается, что возможностей получить российские номерные знаки на иностранный автомобиль всего два. Первая — официально растаможить, вторая — «перебить» номера под документы другого автомобиля, что уже является преступлением. При попытке «потерять» машину в нашей стране нарушителю грозит штраф и конфискация транспортного средства.
Если выявление «нелегала» с иностранными номерами большой сложности для правоохранителя не представляет, то в отношении конструкторов инспектору необходимы определенные навыки. Вот что в таких случаях предпринимают сотрудники МВД: «Проверка попавшего под подозрение транспортного средства автоинспектором осуществляется, в основном, путем осмотра днища, пола и порогов на наличие следов сварки и антикоррозийной обработки. При обнаружении косвенных признаков «распила» используются приборы для исследования маркировки кузова транспортных средств, позволяющие обнаружить наличие сварных швов или точечной сварки под лакокрасочным покрытием кузова».
С организацией единого таможенного союза все чаще в зоне риска оказываются таможенные в Казахстане или Беларуси по сомнительным схемам «корейцы». Из этих стран они либо регистрируются как снятые с учета по подложным документам, после чего быстро «скидываются» новому хозяину, либо попадают из Киргизии или Монголии в соседнюю республику с разрешением на временный ввоз, а после продаются по гендоверенности, либо же по более традиционной схеме получают ПТС от реальных автомобилей с сопутствующей «перебивкой» агрегатных номеров.
После того, как все средства испробованы, а автомобиль по-прежнему остается под подозрением ГИБДД, в ход идет запасной вариант — продажа машины по запчастям. При хорошем раскладе за такое авто контрабандист может выручить неплохие деньги — полностью покрыть затраты и выйти «в плюс».
Не стать владельцем «нелегала»
К сожалению, не все автомобилисты осознают опасность, которую несет в себе эксплуатация «распила». Нередко в случае серьезной аварии такие машины просто рассыпаются на части. Качество соединения деталей лежит исключительно на совести сварщика.
Помимо большого числа желающих добровольно приобрести «распил», существует и масса жертв — добросовестных покупателей, не подозревающих о том, что на рынке им «втюхали» заново сваренный автомобиль. Под подозрением — все «японцы», ввезенные в Россию за последние 5 лет. Для того, чтобы обезопасить себя от покупки опасного транспортного средства, следует более пристально подойти к осмотру «претендента». По просьбе редакции «АвтоОмска» в региональном Управлении министерства внутренних дел озвучили ряд признаков, которые помогут автолюбителю выявить «распила».
— Минимальный показатель пробега на одометре у автомобиля старше пяти лет
— Свежее лакокрасочное покрытие, отсутствие сколов и микроцарапин краски, являющихся следствием естественного износа
— Неровности, бугры резинок молдингов-уплотнителей задних окон (у внедорожников — молдингов-уплотнителей окошек багажного отсека, уплотнительных резинок дверцы багажника), а также лобового и заднего стекол над местами сварки
— Нарушение общей геометрии кузова, увеличенные, уменьшенные или отличные зазоры передних и задних дверей, багажника, капота
— Следы сварного шва под обшивкой стоек, на порогах, днище, под ковриками и обшивкой салона
— Слишком свежий, не заводской звукоизоляционный материал на полу автомобиля
— Новые накладки на порогах
Кроме того, следует обращать пристальное внимание к тому, что указано в ПТС: год, места регистрации, количество хозяев.
Если ГИБДД уже ведет активную охоту за «распилами», то проблемой «прибалтов» только-только озаботилась Госдума. Ведь с таких машин налогов в казну не поступает, и даже штраф за нарушение ПДД прислать некому. Сами возмущенные автомобилисты говорят о том, что безразборное аннулирование ПТС — мера крайняя, выходящая за рамки существующего законодательства, так как исключает понятие «добросовестный покупатель». Для урегулирования этого вопроса требуется подготовка обращения в Правительство РФ и вмешательство прокуратуры. А это, как мы понимаем, дело не быстрое.
|