Maserati bora – ветер с Адриатики
Авторская рубрика Александра ЯШКЕВИЧА
Достойные коллекции
Автомобильной столицей Аппенинского полуострова считается, конечно, Турин, где базируется один из крупнейших автогигантов мира Fiat. А небольшой городок Модена славен тем, что в его живописных окрестностях создаются самые знаменитые в мире спортивные автомобили.
Неподалеку от Модены находится Маранелло – штаб-квартира Ferrari и Сант-Агата, где расположена компания Lamborghini, а в самом городе обосновались фирмы Bugatti и Maserati. Из этих четырех марок Maserati – самая старшая: компания Officine Alfieri Maserati Automobili была основана в декабре 1914 года – 93 года назад!
С тех пор утекло много воды, и дела фирмы шли с переменным успехом, но лишь одно оставалось неизменным: она всегда выпускала машины для настоящих ценителей – мощные, быстрые и, конечно, дорогие. Братья Мазерати начинали с изготовления исключительно гоночных машин, и слова «Мазерати» и «победа» с тех времен часто стояли рядом. Должно быть, поэтому автомобили Maserati, не только антикварные, но и зачастую современные, являются предметами коллекционирования.
Слава начиналась с гонок
Огромную ценность представляют уникальные гоночные Maserati 30-50-х годов. В те времена Европа бредила автогонками, а на знаменитых автодромах спор вели не только пилоты или «конюшни», как сейчас, а целые государства. Все знали, что темно-зеленые болиды Cooper и Vanwall – это Англия, «серебряные стрелы» Mercedes-Benz и Auto-Union – немцы, а «красные дьяволы» Ferrari, Alfa-Romeo, Maserati-Scuderia Italia – итальянская команда.
На машинах Maserati выиграны десятки Гран-при «»Формулы-1», сотни других гонок. В разные времена на них ездили знаменитые Альберто Аскари и Джиджи Виллорези, «великий неудачник» Стирлинг Мосс и просто великий Хуан Мануэль Фанхио, который в 1957 году стал чемпионом мира в «Формуле-1»
на Maserati 250F. Именно благодаря спортивным успехам дорожные автомобили Maserati пользовались неизменным спросом у знающих покупателей. И хотя компания много лет назад прекратила участие в гонках, былая слава не померкла
и по сей день.
Запущены в серию
Первый прототип серийной дорожной машины был показан на автосалоне в Женеве весной 1947 года. Это Maserati АG 1500 Gran Turismo, двухдверный кузов которого на шасси Maserati AG построила фирма Pinin Farina. В течение нескольких лет было выпущено всего 58 штук – по заказам искушенных и небедных клиентов.
Реальное серийное производство «гражданских» автомобилей началось лишь в 1957 году, когда на свет появилось четырехместное купе Maserati 3500 GT. За семь лет было сделано 1983 машины, причем среди владельцев стильных двухдверок были преимущественно люди высшего общества – от принца Монако Ренье III до Альберто Сорди и Энтони Куина...
В последующие годы кузова для Maserati разрабатывали разные ателье – Pinin farina, Touring, Bertone, Frua, Vignale, Monterosa, Ghia. Постепенно «придворным» дизайнером стал и Джоржетто Джуджаро: именно в ателье Ital Design были созданы такие шедевры, как Maserati Bora и Maserati Merak.
Долгожданный суперкар
Прошло совсем немного времени с того момента, когда «Ламборд-жини» вывела на рынок свою модель «Миура» с двигателем в центре (1967 год), а уже все любители автомобилей знали: очень скоро и «Феррари», и «Мазерати» удивят автомобильный мир каким-нибудь суперкаром, где двигатель тоже будет находиться за спиной водителя. И в 1971 году появляется Maserati Bora, несомненно, один из самых красивых автомобилей 70-х из созданных маэстро Джуджаро. Кстати, первый среднемоторный Феррари – Berlinetta Boxer – стал доступным потребителю только в 1973 году.
Стиль двухместного купе Bora стал классикой 70-х. Форма автомобиля отличалась изяществом и красотой, но машине определенно недоставало некоторой доли агрессивности, своего рода «животной красоты», присутствовавшей, например, в «Гибли» или «Миура». Может быть поэтому Bora не была столь яркой звездой семидесятых, как «Ламбо» или «Феррари», и по правде сказать, она не была и лидером в плакатных хит-парадах на стенах в комнатах тинейджеров тех дней. Но! Из всех итальянских суперкаров семидесятых Maserati Bora – один из лучших.
Призванный удивлять
На первый взгляд кажется, что Bora следует классическому рецепту суперкара. «Мазерати» сделал машину с мотором в центре и очень быструю – от нуля до сотни – 6,5 секунды, максимальная скорость – до 281 км/час! Все это благодаря V-образной «восьмерке» в 4,7 л, мощностью 310 л.с., двенадцать лет до этого доказывавшей свою надежность в гонках. О возможностях этого двигателя говорит такой факт – на 2-й передаче автомобиль мог двигаться со скоростью 128 км/час.
Как и все суперкары того времени, обычным он не выглядел. Именно в семидесятые годы итальянские дизайнеры были поглощены мыслью о том, чтобы их машины даже инопланетяне принимали за свой заблудившийся корабль.
Maserati Bora выглядел поразительно, но в отличие от своих экстравагантных коллег (Lamborghini Countach, например), обладал некоторым шармом сдержанности. Казалось, само имя – Bora (холодный северо-восточный ветер Адриатики) – предполагало лаконичные линии кузова и скромную хромированную отделку.
Утопая в коже
В «Мазерати» все делали на свой манер: владельцы Bora отмечали неожиданно просторную кабину для автомобиля такой компоновки, а обзорность с места водителя могла удивить даже придирчивого «гонщика». Салон выполнялся в традиционном для Maserati стиле – двухцветная кожаная обивка панели приборов и сидений.
Натуральной кожи было столько, сколько в современных автомобилях пластика. Помимо внушительных размеров приборной панели кожей обтянуты двери, тоннель между сиденьями и стенка, разделяющая салон и моторный отсек.
Руль и педали регулировались под водителя, предоставляя комфорт, сравнимый с ездой в большой роскошной машине. В то время как в «Лам-бморджини-Коунтач» тех времен поездка была просто ужасной – он шумный, жаркий, неудобный, сложный в управлении. А потом из него еще надо было выбраться живым через дверь гильотинного типа (каково название!). И хотя в те годы люди не бежали судиться из-за руки, прищемленной дверью, на Bora стояли обычные двери при высоте кузова всего 1135 мм!
И муху можно услышать...
Двигатель находился под крышкой «багажника», сделанной из стекла, и самое очевидное было бы выставить двигатель напоказ, чтобы мальчишки могли пялиться на него. Но нет, закрыли его щитком с «ковровым» покрытием.
Такой звукоизоляции двигателя показалось мало – и на машине поставили двойные стекла, чтобы было тихо в салоне. Несущий кузов с подрамниками из труб квадратного сечения для установки двигателя и трансмиссии сделали более прочным для безопасности. К сожалению, такие вещи утяжелили автомобиль – собственная масса составляла 1400 кг – и сделали медленнее по сравнению с теми же «Ламбо» и «Феррари».
У Maserati было все для классического суперкара семидесятых. Его создатели могли сделать все, что угодно, но проявили себя зрелыми и рассудительными – тот, кому хочется поострее и погорячее, пусть покупает Ferrari или Lamborghini. А кому поспокойнее, покомфортнее да побуржуазнее – Maserati Bora. Поэтому «Мазерати» не стремились сделать машину для нуворишей, рок-звезд и футболистов. В место этого их клиентами были шейх Ирана и Софи Лорен – люди утонченные!
Но самое главное состояло в том, что Bora имела одно серьезное преимущество – в отличие от других суперкаров, в ней можно было разговаривать и быть услышанным на скорости 241 км/час – неслыханное по тому времени достижение для машины с двигателем, расположенным в середине.
Создана для скорости
Двигатели всегда были «коньком» инженеров Maserati. Bora получила классический двигатель фирмы – V-образный, восьмицилиндровый, 4,7 литра рабочего объема, с четырьмя распределительными валами и 32-мя клапанами (по 4 на цилиндр), мощностью 310 л.с.
Родословная этого очень мощного двигателя была безупречной. Несмотря на сложность конструкции, мотор был легким (выполнен целиком из алюминиевых сплавов) и компактным благодаря малому углу (200) между впускными и выпускными клапанами. Четыре двухкамерных карбюратора Weber 42DCNF «скармливали» мотору до 25 литров высокооктанового бензина на 100 километров пробега. При этом 90-литрового бака хватало на 350 км пути. Максимальная скорость вполне соответствовала потенциалу двигателя и представлениям об автомобилях Grand Tourismo: свыше 260 км/час.
Чтобы оставаться под конт-ролем на высоких скоростях, Bora имела построенную по гоночному подобию подвеску со стабилизатором поперечной устойчивости. Пятнадцатидюймовые колеса с шинами Michelin размером 215х70, имея высокий профиль, немного смягчали работу сильно «заневоленной» подвески Bora.
Произведение искусства
В 1975 году во главе «Мазерати» оказался не менее знаменитый, чем сама фирма, Алехандро де Томазо. Он был из тех, кто любит езду погорячее, и в 1979 году рабочий объем двигателя увеличили до 4,9 литра, в результате чего к «табуну» прибавилось еще десять «лошадей».
Несмотря на усилия Де Томазо сделать из Bora настоящий суперкар и расширить модельную гамму, положение Maserati постоянно ухудшалось. В результате в конце 1979 года Bora был снят с производства. Всего был изготовлен
571 автомобиль Bora.
На сегодняшний день Bora остается одним из самых выдающихся автомобилей, построенных Maserati. В 70-х годах он составлял конкуренцию Ferrari и Lamborghini. Его дизайн и конструкция заняли свое место в учебниках будущих автомобильных инженеров и дизайнеров. Сейчас подходить к Maserati Bora с потребительскими мерками просто невозможно. Это – произведение искусства. Итальянская автомобильная классика.
|