Уже 20 августа 1879 года митрополит Иннокентий ходатайствует перед Святейшим Синодом о переводе игумении Борисоглебского Аносина монастыря Рафаилы (Ровинской) в Ивановский монастырь. Указ Святейшего Синода о ее назначении последовал 19 сентября. Судя по первым ведомостям о монашествующих, игумения Рафаила была переведена в новую обитель не одна. По ведомости 1880 года 8 из 14 монахинь были постриженицами Аносиной пустыни. Кроме них в монастыре подвизались две аносин- ские послушницы. Должность казначеи в новом монастыре с момента его основания также исполняла аносинская монахиня Сергия.
Выбор Борисоглебского Аносина монастыря как источника и образца для новой обители не был случайным. Он принадлежал к числу первых монастырей, с которых начался новый расцвет общежительного женского монашества в России. Из Аносиной пустыни, ставшей образцом киновии, ростки монашеского общежития пересаживались в другие восстанавливаемые обители. Так, для восстановления Брусенско- го женского монастыря в Коломне митрополит
Филарет выбрал игумению из числа аносинских сестер. Примечательно, что и Устав будущего Ивановского монастыря, составленный владыкой еще в 1856 году, повторял им же составленный Устав Борисоглебской обители.
Ивановский монастырь
Таким образом, Ивановский монастырь за Москвой-рекой под Бором и Ивановский монастырь на Кулишках под Бором не связаны друг с другом преемственностью, и речь должна идти о двух разных монастырях во имя св. Иоанна Предтечи, основанных независимо друг от друга и в разное время. Существование двух монастырей с одинаковым посвящением престолов и с одним и тем же топонимом, включенным в их название, могло стать причиной их контаминации в летописании. Это предположение возникает в связи с сообщением о строительстве Алевизом Фрязиным каменного храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в 1514 году «под Бором, за рекою Москвою», следы которого отсутствуют, и, напротив, с существованием в начале XVI века на Кулишках каменного храма, явно построенного итальянским зодчим, о создании которого не существует никаких сведений. Нельзя исключать, что именно собор Ивановского монастыря под Бором на Кулишках был тем самым храмом, о котором упоминается в летописях под 1514 годом и с которого началось формирование новой типологии в русской архитектуре первой половины XVI века.
Каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи на Кулишках мог строиться в началеьXVI века и как монастырский. Кроме того, и церковь, и монастырь во имя Усекновения главы Иоанна Предтечи на Кулишках могли быть намного старше каменного храма, построенного здесь, судя по его архитектуре, в 1510-е годы.
Еще в начале ХУ века эта территория входила в состав усадебных владений великого князя Василия Дмитриевича, где находились его двор, конюшни и сады ”. В это же время здесь мог возникнуть и ружный монастырь «под бором» – во всяком случае, такую возможность надо иметь в виду при дальнейшем изучении сакральной топографии Москвы.
|