Российский ресторанный бизнес сейчас существует в трех нишах фаст-фуд, рестораны среднего класса и рестораны «высокой кухни».
В сегменте быстрого питания в настоящее время лидирует «Макдональдс». Эта сеть одна из первых появилась на нашем рынке, ушла от схемы франчайзинга и имеет налаженную систему развития кадров. Ее главный конкурент - «Ростикс». Другие сети занимают намного меньшую долю рынка, но это не мешает новым игрокам выходить на рынок. Например, осенью в Москве появился первый ресторан Taco Bell. Однако нужно отметить, что приход новых игроков в сегмент фаст-фуда осложняется присутствием большого количества сетей передвижных товаров — «Крошка-картошка», «Народная кухня» и т.п. Они предлагают очень низкие цены, но не всегда хорошее качество. Дорогие рестораны возникли у нас уже в конце 80-х годов прошлого века. Самые известные сегодня авторские рестораны – это рестораны Аркадия Новикова, Андрея Деллоса и прочих звезд. Некоторые эксперты утверждают, что эта ценовая ниша уже заполнена. Но это не говорит о том, что в России много дорогих ресторанов, просто не так много людей с высокими доходами.
В третьем сегменте рынка - ресторанах среднего класса в настоящее время протекают самые интересные процессы. За последние 10 лет российские специалисты настолько повысили свой профессиональный уровень, что могут с успехом конкурировать за любую из позиций, которые раньше занимали „экспаты”. Эта ниша еще не до конца сформирована. Следует отметить, что порог входа в нее увеличивается. Лидеры в этом сегменте - рестораны «Росинтер Ресторантс», ассоциации «Веста-Центр-Интернэшнл», заведения «Ромашка менеджмент» и некоторые другие. Не так давно в этот сегмент перешли рестораторы, которые раньше специализировались на высокой кухне: Новиков (рестораны «Елки-Палки»), Деллос (сеть «Му-Му»), Бардеев (вагончики «Старлайт дайнерз»).
Все рестораторы, не зависимо от того, в какой нише они находятся, сейчас испытывают дефицит кадров. Особая сложность – с управленческими кадрами. Профессионалов очень мало.
|