Пять часов подряд зрители омской филармонии наблюдали, как на их глазах рождается самая разная музыка – от неуправляемого фри-джаза до театрализованного призрачного кабаре.
Основатель и главный идеолог «Музэнерго» – Юрий Льноградский, редактор журнала «Джаз.ру». Восемь лет назад он организовал в подмосковной Дубне фестиваль честной музыки «Музэнерго», где за это время выступили 700 музыкантов из 33 стран мира, постепенно расширял его географию, а в 2013 году вдруг собрал два десятка околоджазовых деятелей, посадил их в автобус и повез в Республику Тыва, на местный фестиваль «Устуу-Хурээ». За месяц участники тура преодолели более 5000 километров, а по пути давали концерты там, где их готовы были принять: в небольших клубах, провинциальных домах культуры, на открытых сценах и в академических залах. Попутно зарубежные музыканты познали все прелести российской глубинки и даже написали композицию под названием «Штракх», впечатленные известием о том, что где-то под Ишимом им предстоит ехать 16 километров по щебенке. Как бы то ни было, «Музэнерго» тогда отгремел в Новосибирске и даже в Доме культуры Барабинска, но проехал мимо Омска: не удалось договориться с местными организаторами. В следующем году автобус тоже проехал совсем рядом, и только на третий раз «Музэнерготур» попал к нам – концерт прошел в стенах филармонии.
– Сегодня нас здесь сотен пять как минимум. В Димитровграде на концерт пришли два зрителя, при том что на сцене играли 27 музыкантов, – роль конферансье на «Музэнерго» традиционно исполняет сам Юрий Льноградский, профессиональный журналист, умеющий говорить долго и красиво, благодаря чему становится для зрителей не менее значимой фигурой, чем сами музыканты. – Это придает всё новые оттенки тому, что мы делаем. Именно тот творческий вызов, который мы бросаем действительности, и есть смысл «Музэнерготура»: музыкант никогда не понимает, что и зачем он делает, где он, какой здесь часовой пояс, кто его будет слушать, сколько у него времени и так далее. Зритель, в свою очередь, не знает, куда он пришел, он ошибочно полагает, что здесь будет играть джазовая музыка. Нет, здесь будет совсем другое, я говорю сразу и честно: вы сейчас из любопытства не уйдете, а потом будет поздно. Коллективов восемь, и будет это длиться не менее трех с половиной часов. И если вам завтра нужно на работу, то это не мои проблемы, – подытожил продюсер тура.
Первым выступило швейцарское трио Vein, играющее относительно традиционный джаз, после которого Льноградский предупредил зрителей: «Мы показали вам что-то, в чем содержится одновременно и ритм, и даже мелодия, вы не ушли и по закону уже не сможете вернуть билеты, теперь мы начнем заниматься делом. Уже после следующего состава часть зрителей лишится слуха, а часть возненавидит музыку». Сказанное оказалось небольшим преувеличением. На сцену вышел дуэт Qoniak (да, читается как «коньяк»), состоящий из ударных и синтезаторов, который умудрился добавить в электронную танцевальную музыку ломаные ритмы и неочевидную гармонию, получив на выходе сумасшедший драйв: зрители остались вполне довольны и даже кричали «браво». Настоящим испытанием для многих зрителей стало трио CactusTruck – после двадцати минут плотного, безудержного и бесструктурного шума зал заметно поредел, зато те, кто остался, смогли занять места получше и увидеть самое интересное. Датский ансамбль Bangin’ Bulows Nice Jazz Quartet получил бы приз зрительских симпатий, если бы такой был: одетые по моде городка Нефтяников молодые люди, которым едва исполнилось двадцать лет, играют профессиональную, сложную, но интересную музыку, попутно приветствуя зрителей словами: «Привет. Чо, как?» Наконец последним стал ансамбль, действительно достойный финала, – Shady Midnight Orchestra. Швейцарско-германско-российский септет устроил настоящее «призрачное» представление – со старинными костюмами, бледным гримом, полутемной сценой и густым туманом – и спел соответствующие антуражу песни, например о поезде, в котором души мертвых людей отделяются от тела и отправляются на небеса.
Всего концерт продлился пять часов, и за это время покинуть его решились лишь немногие. Для тех же, кто остался, это наверняка станет одним из самых ярких событий последних месяцев. Хочется верить, в следующем году автобус «Музэнерготура» не проедет мимо нас.
*
|