Позорное поведение Англии, Франции и США во время национально-революционной войны в Испании убедило Гитлера в легкой осуществимости дальнейших территориальных захватов в Европе. Очередной жертвой фашистской агрессии стала Австрия, где местная гитлеровская агентура вела бешеную кампанию в пользу аншлюса, т. е. ликвидации самостоятельного австрийского государства и превращения его в германскую провинцию. На некоторое время на этой почве возникла даже напряженность в отношениях двух союзных фашистских держав: Германии и Италии.
Итальянские фашисты претендовали на господствующую роль в Австрии, где они имели собственную и довольно влиятельную агентуру. Однако соперничество двух агрессоров закончилось победой сильнейшего из них — гитлеровской Германии. Советский Союз, последовательно борясь за мир и независимость других государств от гитлеровской агрессии, решительно осудил захват Австрии фашистской Германией.
В заявлении Советского правительства подчеркивалось, что СССР готов «участвовать в коллективных действиях, которые были бы решены совместно с ним и которые имели бы целью приостановить дальнейшее развитие агрессии и устранение усилившейся опасности новой мировой бойни.
Одно из направлений
В немалой степени они уходили своими корнями в предвоенное размежевание монополистической буржуазии. Одно из направлений стремилось добиться соглашения с западными державами, заинтересовать их возможностями германского рынка, перспективами совместных проектов «по освоению» тех или иных территорий на востоке Европы, прежде всего России (Шахт). В основе этой политики лежал временный отказ от открытой экономической и политической экспансии в широких масштабах и интеграция в систему западного мира.
Другое направление исходило из необходимости проведения более независимой от стран-победительниц политики, стремилось вести разговор с Антантой «на равных», опираясь при этом не только на планы расширения сферы своего экономического и политического влияния в «Срединной Европе», но и на возможность «естественных» территориальных приращений.
Сторонники этого направления делали ставку на политику «вызова» Антанте и не исключали открытой конфронтации с ней (Стиннес).
|